БДК "Носорог": проект 1174
Проблемы с поставками из Франции десантных кораблей класса «Мистраль» побудили российское руководство задуматься о целесообразности их приобретения. Дело в том, что боевые возможности этих БДК мало соответствуют военно-морской доктрине РФ. Уже к моменту планируемой передачи и после того, как российские экипажи прошли переподготовку для обслуживания импортных образцов техники, начались сомнения по поводу целесообразности их использования. Строились предположения о том, как их наиболее полезно применить - то ли в качестве штабных кораблей управления, то ли как плавучие госпитали. Тут и вспомнили про два БДК проекта 1174 «Носорог» («Митрофан Москаленко» и «Александр Николаев»), находящиеся в резерве уже много лет. Возможно, если хорошенько покопаться и поскрести «по сусекам», то можно найти нужную вещь у себя дома, а не далеко за морем.
Проект
О том, что делать, если срочно потребуется применить силу вдали от родных берегов, впервые задумался адмирал Горшков после Карибского кризиса, когда многие военные грузы, в том числе спецназ и ракеты, пришлось доставлять к кубинским берегам обычными торговыми судами. К 1964 году мысли эти сформировались в виде технического задания, выданного Невскому проектно-конструкторскому бюро, находящемуся в городе Ленинграде. Были назначены двое ответственных - главный конструктор Милованов П. П. и наблюдатель от ВМФ кавторанг Бехтерев А. В.
КБ справилось бы с задачей быстрее, но требования военных часто менялись, и отнюдь не в сторону упрощения. Американцы начали строительство универсальных десантных кораблей класса «Тарава», они планировали интервенции (вроде Вьетнамской войны), и их технические решения, ставшие известными советскому руководству, повлияли на изменение ТЗ. Общий эскиз был готов к октябрю 1965 года. Проект утвердили в 1968-м. Однако изменения в него продолжали вносить, и только через почти полтора десятилетия калининградский судостроительный завод «Янтарь» закончил работы по «Ивану Рогову», первой единице серии БДК проекта 1174 («Носорог»), состоящей, по замыслу, из трех кораблей.
Современное состояние
В настоящее время пригодны к восстановлению боеспособности два из трех кораблей. Первый из серии БДК «Носорог», давший ей название по классификации НАТО, то есть головной, называвшийся «Иван Рогов» (1977 года постройки), подвергся списанию и разборке на металл в 1996 году. Второй, «Александр Николаев» (спущен на воду осенью 1982-го), годом позже был списан из боевого состава и законсервирован. Та же судьба постигла «Митрофана Москаленко», но позже - в 2002 году. Этот корабль хотели продать. В числе возможных покупателей назывался Китай, в свое время уже использовавший списанный крейсер «Киев» в качестве плавучего отеля в Макао, но сделка по каким-то причинам «не срослась». Вполне возможно, что по внешнему виду БДК проекта «Носорог» недостаточно привлекателен, чтобы стать приманкой для туристов, а ремонтировать его для флота КНР сочли делом трудным, сложным и дорогостоящим. Техническое состояние плавсредств после долгого стояния у причальной стенки еще предстоит оценить специалистам.
Проектные технические показатели
Главным показателем для судостроителя считается водоизмещение, равное массе корабля в пустом и полностью снаряженном состоянии. Оно в данном случае превышает соответственно 11,5/14 тысяч тонн. Длина БДК «Носорог» - 158 метров, ширина по мидельшпангоуту -24 м, киль погружен в воду при полной загрузке на пять метров. Максимальный ход – 20 узлов, при 18-узловом он может преодолеть с полными баками топлива 7,5 тыс. миль. Автономность зависит от численности загруженных десантников: если их 500, то запасов провизии хватает на полмесяца. Экипаж состоит из 239 членов команды, включая офицерский состав (37 чел.).
Принимать топливо с плавучих танкеров-заправщиков можно в море, для этого БДК «Носорог» оборудован всей необходимой оснасткой. Для пополнения запасов продовольствия и других «сухих» грузов также предусмотрены устройства транспортирования с борта на борт.
Силовая и энергетическая установки
В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» - 15, «Митрофан Москаленко» - 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.
Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.
Оружие
Артиллерийско-ракетное вооружение десантных кораблей служит двум главным целям. Во-первых, оно должно обеспечить относительную безопасность самой боевой единицы с погруженными на нее войсками и боевой техникой. Во-вторых, во время высадки десанта и в последующий период корабль оказывает ему огневое содействие. Конечно, БДК-1174 «Носорог» трудно назвать сверхмощной плавучей батареей, но кое-что он все же может. Установка типа АК-726 – самое мощное артиллерийское средство, находящееся на борту, его калибр составляет 76,2 мм. Еще есть две скорострельные артустановки АК-630 по четыре ствола калибра 30 мм, назначение которых состоит в защите от быстроходных надводных и воздушных средств поражения противника. ПВО усиливают четыре компактных зенитно-ракетных комплекса «Стрела-3» и одна «Оса-М» (с боезапасом в 20 реактивных снарядов). Огневое прикрытие и предварительная подготовка плацдарма высадки – задача двух РСЗО «Град», смонтированных на надстройке. Авиакрыло представлено четырьмя вертолетами Ка-29, обеспечивающими противолодочную оборону и разведку.
Десантные возможности
Назначение кораблей БДК проекта 1174 «Носорог» состоит в высадке десантного батальона на побережье, удаленном на дистанцию его оперативного радиуса. Есть два основных способа выполнения такой задачи.
Первый, и самый эффективный, состоит в причаливании к неприятельскому берегу. В этом случае корабль упирается носом в его срез, открывает створки и выставляет аппарель (у проекта 1174 ее длина - 32 м), по которой съезжает боевая техника и выбегает личный состав. Недостаток этого способа состоит в том обстоятельстве, что только 17 % всей мировой береговой линии позволяют его применить.
Второй метод предполагает использования вспомогательных средств десантирования, курсирующих межу «пляжем» и кораблем. У него тоже есть принципиальный недостаток: он снижает скорость высадки и выгрузки техники, но зато, при применении катеров, может их обеспечить в четырех случаях из десяти. Средствами могут служить и вертолеты, тогда характер береговой линии вообще не имеет значения.
Возможностью применить оба способа может похвастаться не каждый большой десантный корабль. БДК проекта 1174 «Носорог» имеет два главных выхода – носовые створки и кормовой лацпорт откидного типа, закрывающий доковую камеру. Таким образом, он может в случае пригодности берега высаживать войска с обеих своих оконечностей, а если вплотную подойти нельзя – использовать катера.
Вместимость
Трюм для танков объемен, он имеет размеры 54 х 12 метров и занимает по высоте пятиметровое межпалубное пространство. Объем доковой камеры впечатляет еще сильнее - 75 х 12 х 10 метров. В БДК 1174 «Носорог» могут поместиться (в различных сочетаниях):
- Легкие танки типа ПТ-76 – 50 шт.
- БМП, БТР – 80 шт.
- Автомобили – 120 шт.
- Морские пехотинцы – 500 чел.
В доковом отсеке можно разместить:
- Десантные катера (пр. 1785 или 1176) – 6 шт.
- Суда на воздушной подушке (пр. 1206 или «Серна») – 3 шт.
Без личного состава можно также перевозить 1,7 тыс. тонн различных грузов.
Сравнение с «Мистралем»
Так чем же так хорош дорогостоящий французский гигант и в чем он превосходит БДК проекта 1174 «Носорог»? Фото нашего корабля действительно не впечатляет. По сравнению с внушительным «Мистралем» он выглядит как-то неуклюже из-за своей крупной надстройки. Да и вертолетов на нем маловато, 4 против 16. Но попытка разобраться в вопросе объективно приводит к очень интересному выводу о том, что наше десантное судно по многим параметрам вполне сравнимо с ним. Водоизмещение «Мистраля» (21, 3 тыс. т) больше в полтора раза, а перевозить он может примерно то же количество войск и техники (четыре десятка танков и 470 морпехов). Правда, его боевой радиус превышает 20 тыс. км, но это преимущество для Российского флота не так уж важно. Производить высадку морского десанта где-нибудь в Чили наш Генштаб вроде бы пока не планирует.
Что в будущем ждет «Митрофана Москаленко» и «Александра Николаева»?
Если Россия действительно откажется от «Мистралей», французская сторона окажется в серьезном затруднении. В условиях мирового экономического кризиса остаться при двух очень дорогих вертолетоносцах, которые самим не нужны (а покупателей не предвидится), да еще выплачивать неустойку – перспектива не из лучших. Но и России предстоят проблемы. Ниша в боевом составе действующего флота должна быть заполнена. По всей видимости, будет строиться новый большой десантный корабль. БДК проекта 1174 «Носорог» может временно его заменить, но большие деньги на его ремонт тратить вряд ли будет целесообразно. Разработка нового проекта, отвечающего всем современным требованиям, займет несколько лет, потом монтаж, спуск на воду, отладка. Все это не дешево, но тут-то и пригодятся французские миллиарды. Часть средств – на модернизацию «Носорогов», остальное – на новые корабли. Это, конечно, предположение, а как оно все сложится – время покажет.