Прикаспийские государства: границы, карта. Какие страны омывает Каспийское море?
До сих пор идут споры о статусе Каспийского моря. Дело в том, что, несмотря на свое общепринятое название, оно все же является самым большим в мире бессточным озером. Морем его назвали из-за тех особенностей, которые имеет строение дна. Оно сформировано океанической корой. К тому же вода в Каспии соленая. Как и на море, здесь нередко наблюдаются штормы и сильные ветры, поднимающие высокие волны.
География
Каспийское море располагается на стыке Азии и Европы. По своей форме оно напоминает одну из букв латинского алфавита – S. С юга на север море раскинулось на 1200 км, а с востока на запад – от 195 до 435 км.
Территория Каспия неоднородна по своим физико-географическим условиям. В связи с этим ее условно подразделяют на 3 части. К ним относят Северный и Средний, а также Южный Каспий.
Прибрежные страны
Какие страны омывает Каспийское море? Их всего пять:
- Россия, расположенная на северо-западе и западе. Протяженность береговой линии этого государства вдоль Каспия составляет 695 км. Здесь располагаются входящие в состав России Калмыкия, Дагестан и Астраханская область.
- Казахстан. Это страна на берегу Каспийского моря, расположенная на востоке и северо-востоке. Протяженность ее береговой линии составляет 2320 км.
- Туркмения. Карта прикаспийских государств указывает на то, что эта страна находится на юго-востоке водного бассейна. Длина расположенной вдоль берега линии составляет 1200 км.
- Азербайджан. Это государство, протянувшееся вдоль Каспия на 955 км, омывает его берега на юго-западе.
- Иран. Карта прикаспийских государств указывает на то, что эта страна располагается у южных берегов бессточного озера. При этом длина ее морских границ составляет 724 км.
Каспий – море?
До настоящего времени не разрешен спор о том, как назвать этот уникальный водоем. А дать ответ на данный вопрос важно. Дело в том, что все страны на Каспийском море имеют в данном регионе собственные интересы. Однако вопрос о том, как поделить этот огромный водоем, правительства пяти государств не могут решить уже долгое время. Самый главный спор развернулся вокруг наименования. Каспий – это все-таки море или озеро? Причем ответ на этот вопрос больше интересует не географов. Прежде всего он нужен политикам. Это связано с применением норм международного права.
Такие прикаспийские государства, как Казахстан и Россия, полагают, что их границы в данном регионе омываются морем. В связи с этим представители двух указанных стран настаивают на применении Конвенции ООН, принятой в 1982 г. Касается она морского права. Положения данного документа гласят о том, что прибрежным государствам отводится двенадцатимильная водная зона вдоль его государственных границ. Кроме того, стране предоставляется право на экономическую морскую территорию. Она располагается на расстоянии двухсот миль. Есть у приморского государства права и на континентальный шельф. Однако даже самая широкая часть Каспия уже, чем оговоренное в международном документе расстояние. В таком случае может быть применен принцип серединной линии. При этом прикаспийские государства, имеющие наибольшую протяженность береговых границ, получат большую морскую территорию.
У Ирана по этому поводу мнение иное. Его представители полагают, что Каспий должен быть поделен по справедливости. В таком случае всем странам достанется по двадцать процентов морской территории. Позицию официального Тегерана понять можно. При таком решении вопроса государство будет управлять большей зоной, чем при делении моря по серединной линии.
Однако Каспий из года в год значительно изменяет свой уровень воды. Это не позволяет определить его серединную линию и поделить территорию между государствами. Такие страны Каспийского моря, как Азербайджан, Казахстан и Россия, подписали между собой соглашение, определяющее те зоны дна, на которых стороны будут осуществлять свои экономические права. Таким образом, на северных территориях моря достигнуто определенное юридическое перемирие. Южные страны Каспийского моря к единому решению пока не пришли. При этом они не признают договоренностей, достигнутых северными соседями.
Каспий – озеро?
Приверженцы данной точки зрения исходят из того, что водоем, расположенный на стыке Азии и Европы, является закрытым. В таком случае к нему невозможно применить документ о нормах международного морского права. Сторонники данной теории убеждены в своей правоте, ссылаясь на то, что у Каспия нет естественного соединения с водами Мирового океана. Но здесь возникает еще одна трудность. Если озером является Каспийское море, границы государств по каким международным нормам должны быть определены на его водных просторах? К сожалению, такие документы пока еще не разработаны. Дело в том, что вопросы международного озера нигде и никем не обсуждались.
Каспий – уникальный водоем?
Помимо перечисленных выше существует и иная, третья точка зрения на принадлежность этого удивительного водоема. Ее сторонники придерживаются мнения о том, что Каспий должен быть признан международным водным бассейном, принадлежащим в равной степени всем граничащим с ним странам. По их мнению, ресурсы региона подлежат совместной эксплуатации граничащими с водоемом странами.
Решение проблем безопасности
Прикаспийские государства делают все возможное для устранения всех существующих разногласий. И в этом вопросе можно отметить положительные сдвиги. Одним из шагов на пути решения проблем, касающихся Каспийского региона, стало соглашение, подписанное 18.11.2010 г. между всеми пятью странами. Оно касается вопросов сотрудничества в сфере безопасности. В этом документе страны договорились о совместной деятельности по устранению в регионе терроризма, наркоторговли, контрабанды, браконьерства, отмывания незаконных доходов и т. д.
Охрана окружающей среды
Особое внимание уделяется решению экологических вопросов. Та территория, на которой расположены прикаспийские государства и Евразия, – регион, находящийся под угрозой промышленного загрязнения. Казахстан, Туркмения и Азербайджан сбрасывают в воды Каспия отходы от разведки и добычи энергоносителей. Причем именно в этих странах находится большое количество заброшенных нефтяных скважин, которые не эксплуатируются из-за своей убыточности, но тем не менее продолжают оказывать неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку. Что касается Ирана, то он сбрасывает в морские воды отходы сельского хозяйства и стоки. Россия грозит экологии региона промышленным загрязнением. Это связано с хозяйственной деятельностью, развернувшейся в районе Волги.
Страны на Каспийском море добились определенных успехов в решении проблем окружающей среды. Так, с 12.08.2007 г. в регионе имеет силу Рамочная конвекция, ставящая перед собой цель защиты Каспийского моря. В этом документе разработаны положения по вопросам охраны биоресурсов и регулирования антропогенных факторов воздействия на водную среду. Согласно данной конвекции, стороны должны осуществлять взаимодействие при проведении мероприятий по улучшению экологической ситуации на Каспии.
В 2011 и 2012 годах все пять стран подписали и другие документы, значимые для охраны морской среды. Среди них:
- Протокол о сотрудничестве, реагировании и региональной готовности при наступлении случаев, приводящих к загрязнению нефтью.
- Протокол, касающийся защиты региона при загрязнении от наземных источников.
Разработка строительства газопровода
На сегодняшний день в Каспийском регионе является неразрешенной еще одна проблема. Она касается прокладки газопровода Nabucco. Эта идея является важной стратегической задачей Запада и США, которые продолжают искать источники энергоресурсов, альтернативные российским. Именно поэтому при решении данного вопроса стороны не обращаются к таким странам, как Казахстан, Иран и, конечно же, РФ. Брюссель и Вашингтон подержали заявление президента Туркмении, сделанное в Баку 18.11.2010 г. на саммите глав прикаспийских стран. Им была высказана официальная позиция Ашхабада, касающаяся прокладки трубопровода. Туркменские власти полагают, что проект должен быть осуществлен. При этом свое согласие на строительство трубопровода должны дать только те государства, по территориям дна которых он будет располагаться. А это Туркмения и Азербайджан. Иран и Россия выступили против такой позиции и самого проекта. При этом они руководствовались вопросами защиты экосистемы Каспия. На сегодняшний день строительство трубопровода не ведется из-за разногласия участников проекта.
Проведение первого саммита
Страны на Каспийском море постоянно ищут пути решения проблем, назревших в этом евроазиатском регионе. Для этого организуются специальные встречи их представителей. Так, первый саммит глав прикаспийских государств состоялся в апреле 2002 г. Местом его проведения стал Ашхабад. Однако результаты данной встречи надежд не оправдали. Саммит был признан неудачным из-за требований Ирана по делению территории моря на 5 равных частей. Этому категорически воспротивились другие страны. Их представители отстаивали собственную точку зрения о том, что размер национальных акваторий должен соответствовать той длине, которую имеет береговая линия государства.
Неудачное проведение саммита спровоцировал и спор между Ашхабадом и Баку о принадлежности трех месторождений нефти, находящихся в центре Каспия. В итоге главы пяти государств не выработали единого мнения ни по одному из всех поднимавшихся вопросов. Однако при этом заключили договоренность о проведении второго саммита. Он должен был состояться в 2003 году в Баку.
Второй прикаспийский саммит
Несмотря на существующие договоренности, проведение намеченной встречи ежегодно откладывалось. На второй саммит главы прикаспийских государств собрались только 16.10.2007 г. Местом его проведения стал Тегеран. На встрече обсуждались актуальные вопросы, касающиеся определения правового статуса уникального водоема, которым является Каспийское море. Границы государств в рамках раздела акватории были предварительно оговорены при разработке проекта новой конвенции. Поднимались также проблемы безопасности, экологии, экономики и сотрудничества прибрежных стран. Кроме того, были подведены итоги работы, которую государства провели после первого саммита. В Тегеране представители пяти государств наметили также пути дальнейшего сотрудничества в регионе.
Встреча на третьем саммите
В очередной раз главы прикаспийских стран встретились в Баку 18.11.2010 г. Результатом этого саммита явилось подписание соглашения о расширении сотрудничества, касающегося вопросов безопасности. В ходе встречи было указано на то, что какие страны омывает Каспийское море, только те и должны обеспечивать борьбу с терроризмом, транснациональной преступностью, распространением оружия и т. д.
Четвертый саммит
В очередной раз прикаспийские государства поднимали свои проблемы в Астрахани 29.09.2014 г. На этой встрече президентами пяти стран было подписано очередное заявление.
В нем стороны зафиксировали исключительное право прибрежных стран размещать на Каспии вооруженные силы. Но и на этой встрече статус Каспия так и не был окончательно отрегулирован.