Сошествие Духа Святого на апостолов. Праздник сошествия Святого Духа на апостолов
В традициях православной церкви много праздников. Троица – один из самых главных праздников после Пасхи и Рождества.
Суть праздника Святой Троицы
В день Святой Троицы церковь вспоминает грандиозное библейское событие – сошествие Духа Святого на апостолов. Это событие положило основание Церкви Христовой. В этот день во всем мире происходит утверждение христианской веры, которая призывает своих духовных чад укрепить и обновить полученные при Таинстве Крещения дары Святого Духа. Таинственная Благодать Божья обновляет и преображает внутренний духовный мир каждого верующего человека, подает ему все самое чистое, ценное и возвышенное. В праздник Святой Троицы православные христиане радуются и празднуют сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви. Также в этот день открылась еще одна ипостась Божья. В ветхозаветные времена люди знали только о Боге, с рождением Христа они увидели Его Единородного Сына, а в день Пятидесятницы люди смогли узнать о Третьем лице Пресвятой Троицы – Святом Духе.
Ожидание Святого Духа
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, как грандиозное поворотное событие в мировой истории, было рассказано евангелистом Лукой в первых главах Деяний апостолов. Это событие не было неожиданностью для собравшихся – Бог предсказывал его устами пророков, Иисус Христос объяснял необходимость Своего распятия и утешал скорбящих апостолов, рассказывая им о приходе Святого духа для завершения спасения людей. Ожидая прихода Святого духа? Дева Мария, ученики Христовы, жены-мироносицы и еще более 100 человек были в Иерусалиме в Сионской горнице, в которой ранее проходила Тайная вечеря с Господом. Все собравшиеся ожидали Обетования Отца, обещанного Иисусом, хоть и не знали, как и когда оно произойдет. После того события, когда Иисус вознесся на небо, наступил десятый день. Евреи праздновали в этот день праздник ветхозаветной Пятидесятницы – избавление евреев от рабства в Египте и начало жизни в союзе с Богом. Сошествие Духа Святого на апостолов произошло в этот день не случайно: оно освобождало верующих в Иисуса Христа от дьявольской власти и являлось основанием для нового союза с Богом в Его Царстве. Оно сменило строгие ветхозаветные письменные законы на руководство Богом в духе любви и свободы.
Сошествие Духа Святого на апостолов
В девятом часу утра люди, прибывшие в Иерусалим на празднование Пятидесятницы, собирались в храмы для молитвы и жертвоприношений. Сошествие Духа Святого на апостолов произошло внезапно: сначала над Сионской горницей возник шум как от бурного ветра. Дом со святыми апостолами наполнился этим шумом , над их головами появились множество ярких, но не обжигающих язычков пламени. Еще более необычными были их духовные свойства: каждый, на кого они опускались, чувствовал необычайный прилив духовных сил, воодушевление и радость. Ощутившие себя умиротворенными, полными сил и любви к Богу, апостолы стали выражать свою радость громкими восклицаниями и славословием Бога, обнаружив при этом, что говорят не только на еврейском, а еще и на других, неизвестных им ранее языках. Так произошло сошествие Духа Святого на апостолов, окрестившего их огнем, как и предсказывал пророк Иоанн Креститель.
Первая проповедь Петра
Шум из апостольского дома привлек к нему множество людей. Апостолы с молитвами и прославлениями Бога вышли на кровлю этого дома. Услышав эти радостные молитвы и пение, люди были поражены тем, что ученики Христовы, большей частью простые, необразованные люди, разговаривают на различных языках. И каждый из приехавших на празднование в Иерусалим из разных стран людей слышал родную речь и понимал, о чем говорят апостолы. Кроме внутренних благодатных духовных изменений, апостолы смогли на разных языках, не изучая их, успешнее распространять Евангелие разным народам.
Увидев недоумение собравшихся вокруг дома, апостол Петр вышел вперед и произнес свою первую краткую проповедь, в которой рассказал о том, что древнее предсказание о чудесном сошествии Святого Духа сбылось и что именно в нем спасение людей, что для этого претерпел крестные страдания Иисус Христос. Проповедь была проста, но сказанная через уста человеческие самим Святым Духом. Эти слова проникли в сердца слушающих людей, и они тут же всенародно осуществили покаяние в своих грехах и приняли Крещение. Церковь за один день увеличилась со 120 человек до трех тысяч. Так день сошествия Святого Духа на апостолов стал началом существования Церкви Христовой - благодатного общества верующих людей, желающих спасти свои души. По обещанию Господа, Церковь не будет побеждена врагами веры до самого скончания мира.
Богослужение Пятидесятницы
В праздник сошествия Святого Духа на апостолов в храмах совершается одна из самых красочных и красивых служб в году. Храмы украшены летней зеленью – прихожане приходят с полевыми цветами, веточками березы. Полы храмов часто посыпают свежескошенной травой, непередаваемый аромат которой, смешиваясь с запахом ладана, создает атмосферу необычайного праздника. Цвета одеяний служителей подобраны в тон украшению храма – тоже зеленых расцветок.
После Литургии в храмах часто проводят сразу же и великую вечерю. Несмотря на то, что вечеря обычно служится вечером, в этот день из-за того, что многие верующие не могут присутствовать на ней, сделано исключение. Песнопения вечери прославляют Святого Духа. Пока идет служба, священник читает три особые молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся, о упокоении душ всех усопших, даже тех, кто находится в аду. Все прихожане в это время стоят на коленях. Такой коленопреклоненной молитвой завершается пятидесятидневный период после Пасхи, во время которого земные и коленопреклоненные поклоны не совершались.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Иконография праздника
Состав и вид иконографии Пятидесятницы является одним из примеров изменений художественной формы иконы под воздействием христианского богословия в течение столетий. Разделение празднования Вознесения и Пятидесятницы началось в IV веке. До этого времени празднование было в один день, что отразилось на иконах Вознесения-Пятидесятницы. После XV века празднование разделилось, соответственно, когда появилась необходимость отдельного отображения Пятидесятницы, художники разделили икону на верхнюю часть – "Вознесение" - и нижнюю часть – "Пятидесятницу". При этом, на иконе Пятидесятницы осталось изображение Богородицы, что было нелогичным. Поэтому на Востоке на иконах Богородицу не отображали, а западные художники продолжали рисовать Ее в центре иконы Пятидесятницы. В XVII веке русские мастера стали опираться на западные образцы и вновь стали помещать Богородицу на иконах сошествия Святого Духа.
Между апостолами вместо Богородицы иногда изображают Этимасию – Престол обетованный, символизирующий Бога Отца, с раскрытым Евангелием на нем – символом Бога Сына, а над ними парящего голубя – символа Святого Духа. Все вместе это означает символ Троицы.
Такое «половинчатое» решение устраивало не всех художников, поиски лучшей формы продолжились. Сошествие Святого Духа не имело аналогов в истории. Для создания новой иконографической композиции была за основу взята схема «Христос Учитель среди апостолов». На этой иконе Христос располагается в центре, по сторонам стоят апостолы. В свободном месте «дуги» стоит стол, корзина со свитками. После некоторых изменений метаморфозы привели к тому варианту иконы, вид которой мы знаем сейчас.
Икона Пятидесятницы
Самое раннее из сохранившихся изображений Сошествия Святого Духа относит нас к 586 году. Эту миниатюру русского Евангелия создал монах Рабула из Сирии. Также икона присутствует в Псалтирях и лицевых Евангелиях, в древних рукописях, на фресках многих старинных храмов Афона, Киева, Новгорода и других церквях. На Синайских иконах VII – IX века апостолы изображены в сидячем положении, и они принимают Святого Духа в виде лучей пламени от Спасителя, благословляющего их с небес.
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов», фото которой представлено выше, традиционно изображает апостолов в Сионской горнице с огненными языками над их головами. Сидящие полукругом 12 учеников Христа (вместо Иуды Искариота изображается апостол Матфей, который был выбран ему на замену) держат в руках книги и свитки – символы церковного учительства. Их пальцы сложены в жесты благословления. Среди находящихся учеников Христа на иконе изображен и апостол Павел, которого не было в тот день в Сионской горнице. Этим показывается, что Святой Дух сошел не только на тех, кто находился в Сионской горнице, но на всю Церковь, состоящую на тот момент из двенадцати апостолов. Присутствующее на иконе между Павлом и Петром пустое место показывает присутствие Святого Духа во главе Церкви. С XVII – XVII веков на иконе утверждается изображение Богоматери. Хоть и в Деяниях апостолов она не указывается при этом событии, но Лука пишет, что после Вознесения Иисуса Христа все апостолы пребывали в молитве с женами и Богородицей. Во время одного такого собрания и произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Иконография утвердила место для Богоматери в окружении апостолов в центре иконы.
Храмы, посвященные Святой Троице
Хоть в Символе веры взаимоотношения Святой Троицы были окончательно сформулированы в IV веке, первые храмы во имя Святой Троицы в христианском мире появились не ранее XII века. На Руси первый храм Сошествия Святого Духа на апостолов построил в 1335 году скромный инок Сергий посреди глухого Радонежского Бора. Она стала основой Троице-Сергиевой Лавры – одного из крупнейших центров духовной жизни в России. Изначально был построен небольшой храм из дерева во имя Святой Троицы и несколько небольших келий. После церковь Сошествия Святого Духа на апостолов и территория вокруг нее стали частью монастыря, а со временем и духовным центром Москвы и рядом находящихся земель. Сейчас на месте того храма с 1423 года возвышается красивый черырехстолпный крестово-купольный белокаменный Троицкий собор, вокруг которого в течение многих веков сформировался архитектурный ансамбль Лавры.