Мартин Макдонах – новый Гоголь и анти-Тарантино
Мартина Макдонаха называют великим драматургом современности. О нем говорят уважительно даже самые циничные критики, его именуют автором умным, глубоким и тонким, сравнивая с Островским, Чеховым, Олби и Беккетом. Мартин Макдонах (фактически произношению более соответствует вариант Макдана) — английский драматург ирландского происхождения, сценарист, кинорежиссер, продюсер. Лауреат премии «Оскар» («Шестизарядный») в категории «Лучший короткометражный игровой фильм». Он является автором семи пьес и постановщиком двух полнометражных кинокартин - «Залечь на дно в Брюгге» (2008) и «Семь психопатов» (2012).
Начало творческого пути
Мартин Макдонах появился на свет 26 марта 1970 года. Его отец, коренной ирландец, был рабочим-строителем, мать – уборщицей. Будущий кумир миллионов родился в Лондоне, но по истечении некоторого времени его родители вернусь на историческую родину – в Голуэй (Ирландия), а Мартин с братом предпочли остаться в Британии. Просуществовав некоторое время на пособие для безработных, будущий драматург Мартин Макдонах взялся за перо. Бесконечное количество пьес и сценариев были категорично отвергнуты редакциями, после чего к нему пришел ошеломительный успех. В 1997 году его пьеса «Королева красоты», написанная годом ранее, буквально за неделю была поставлена на Бродвее. После вручения театральных премий «Тони» и Evening Standard автор становится всемирно популярным.
Через тернии в кинематограф
Невзирая на более чем успешную и стремительную карьеру драматурга, Мартин Макдонах все больше увлекался кинематографом. Пересмотрев сотни кинокартин, отдавая предпочтение работам Скорсезе, Линча и Тарантино, Мартин начал писать киносценарии, которые изначально не слишком удавались. Хотя созданные в этот же период пьесы принимались благодарной публикой с восторгом. Но, проявив завидную настойчивость, драматург все же ворвался в сумбурный мир киноиндустрии.
М-р МакДонах нашел своего зрителя
Мартин Макдонах, фильмография которого на данный момент довольно впечатляющая, в кино успел проявить себя в разных ипостасях.
Как режиссер и сценарист:
- «Полная обойма (Шестизарядный)» (2005) – киноленту называли одной из лучших в поджанре черной криминальной комедии, или «Тарантинщины». Индивидуальный режиссерско-сценарный почерк Макдонаха признали уникальным, а его проект – сочетанием душераздирающей драмы с интеллектуальной криминальной комедией.
- «Залечь на дно в Брюгге» (2008) – дебютная полнометражная картина вызвала всеобщий восторг. Мартин Макдонах собрал в проекте все, чем прославлено британское кино. Интересные характерные персонажи и отличные актеры. Черный юмор, не противоречащий тому, что в итоге кино оказывается трагедией. Лихо закрученный сюжет.
- «Семь психопатов» (2012) – торжество постмодернизма и пародия на пародии, в котором брутальный юмор в равных пропорциях смешан с трогательно-нежным и аллегоричным. Категорично однозначно определить жанровую политику этого чумового кинопроекта чрезвычайно трудно даже прожженному бывалому киноману. Режиссер Мартин Макдонах все фильмы снимает в таком духе, это его авторский почерк.
Как продюсер - «Однажды в Ирландии» (2011), «Семь психопатов» (2012).
Новая театральная сенсация мира
Критики единодушно нарекли драматурга за неповторимый юмор «новым Гоголем», а за удивительное человеколюбие – «анти-Тарантино». Сейчас творения Мартина ставят повсеместно: в Америке, Европе и России. Ведущие отечественные театралы находят в его пьесах бесчисленное количество аллюзий с российской действительностью.
Спектакль «Королева красоты», принесший Мартину МакДонаху мировую известность, включен в репертуар московского театра «Сатирикон». По словам Константина Райкина, избрал он ее неслучайно, в ней присутствует бытовой конфликт, который понятен отечественному зрителю. Главный персонаж оставляет богатый выбор для проявления творческой фантазии не только актера, но и режиссера. В перевоплощениях имеется комизм и интригующая новизна.
На сцене МХАТа идет еще один психологический триллер от МакДонаха. Режиссер-постановщик Кирилл Серебренников намеренно сохранил мрачную поэзию и черный юмор пьесы «Человек-подушка». Сюжетное повествование переносит зрителя в суровое тоталитарное государство, в котором происходит дознание и во время него из молодого писателя выбивают показания. Вина его состоит в том, что обезумевший маньяк воплощает в жизнь сюжеты его новелл. Действо напоминает исповедь.
Остается надеяться, что Мартин МакДонах сохранит свой фирменный стиль и уникальное чувство вкуса, не сбавит обороты и продолжит радовать общественность своим творчеством.