Арабский орнамент. Древний национальный орнамент

Узнать и понять традиции народа возможно только через его культурное и художественное наследие. Древнейшая деятельность человека − украшение разными изображениями себя, своей одежды, жилища, разных предметов, орудий труда, оружия. Широко использующаяся форма искусства изображения − это древний орнамент. Его нельзя отделить от предмета, на котором он существует. Но чаще он сам по себе ценнее и является произведением искусства. По стилю бывают геометрические, растительные, по виду − живописные, скульптурные, графические орнаменты. Любой красивый орнамент несет в себе определенный мотив, состоящий из одного или нескольких элементов. Это множество элементов в орнаменте всегда оформлено как единое произведение. По способу изображения элементов, по тому, как у мастера создана схема узоров, как он сочетает мотивы из флоры или фауны с материалом или геометрические мотивы с формой предмета, можно определить культурные и исторические корни орнамента, принадлежность его конкретному народу.

И когда классифицируют орнамент, то вначале говорят о его происхождении, а затем определяют назначение и содержание. Значение орнамента древнего, во всем его национальном многообразии, в развитии современных видов прикладного искусства трудно переоценить.

Классификация многообразия орнаментов

Рисунки, украшающие глиняную посуду, и чеканка на серебряных подносах; схема узоров на древних самотканых коврах, тканях; особым образом сплетенная веревка - орнаменты такого типа возникли в результате деятельности людей (как потом стали говорить − профессиональной), и поэтому называются техническими. В странах Востока в орнамент часто вплетали различные символы и знаки. Такой тип получил название символический. А совмещение символов со сложными техническими элементами без определенного сюжета дало широкое развитие геометрическому типу. Это готика и орнаменты в арабском стиле.

Растительный тип считается самым распространенным и древним. Мотивы здесь от точных копий цветов, плодов, листьев растений до неузнаваемой их стилизации. И здесь у каждого народа свои любимые и почитаемые растения. Так же как на животных орнаментах древние мастера изображали диких животных, на которых они охотятся, или тех, которые для них священны, а также живущих рядом с ними и поэтому особо почитаемых.

В основе же фантастического типа орнамента лежат несуществующие растения или животные. Античный Рим, где особо любили сюжеты с предметами театрального и музыкального искусства, роскошного быта или военного оружия, является родиной предметного орнамента. Небо и звезды, Солнце и Луна − это элементы астральных орнаментов, характерных для Китая и Японии. Тут же зародился красивый орнамент пейзажного типа: на нем горы, реки, водопады, леса и поля. В арабских странах широкое развитие получил особый, возникший с появлением первой письменности, состоящий из букв и фрагментов текста, каллиграфический тип орнамента. Все типы орнаментов редко существуют в чистом виде, чаще они переплетаются, проникают и дополняют друг друга.

Особенности арабских произведений искусства

Произведения искусства, созданные народами стран арабского мира, отличаются особой одухотворенностью, выразительностью, тонким чувством прекрасного и возвышенного. Арабские узоры и орнаменты уникальны и самобытны при поразительном многообразии. В основе лежит мусульманская религия, которая запрещает изображать человека, животных, вообще живые существа. Поэтому, например, арабский орнамент крайне редко включает элементы фауны, и то в стилизованном виде. Исламской культуре ближе геометрические мотивы, которые ошеломляют ощущением непрерывности движения и погружают человека в мир созерцания, грез, стремления познавать тайны жизни.

Арабский орнамент является основой пластического творчества мусульман, каким стало искусство художественного изображения слов, изречений, афоризмов из священного для них Корана – каллиграфии.

Орнамент как вид искусства арабов

Изучение закономерностей и связей с обществом орнаментального искусства делает возможным применять все прогрессивное из прошлого в искусстве сегодня. Арабский орнамент как важнейшая составляющая тонкого и своеобразного искусства Востока имеет особое эстетическое наполнение и является ценнейшей частью мировой культуры.

Формы поражают сложнейшей простотой и бурлящим спокойствием, они вживаются в действительность и встают барьером между миром и человеком. Арабский орнамент обнажает глубокий внутренний мир создающих его мастеров. Кажется, что они научились управлять собственным талантом, обогащенным опытом, чтобы воспроизводить так тонко все оттенки переживаний человеческих. Чтобы наиболее полно раскрыть задуманный мотив арабского орнамента, мастер использует разные формы, придавая им новое звучание с помощью языка цвета и света.

Изобразительный элемент главенствует, и орнаменты у арабских мастеров кажутся объемными, динамичными. Творчески преображая все пространство, авторы стирают границы, превращая свои работы в воплощение мечты. Это очень важная особенность, которая отличает арабские узоры и орнаменты от любых других.

Закон ритма в орнаменте

Для человека привычно явление ритма. День и ночь. Сон и бодрствование. Поэтому мы ждем его в произведениях искусства: в музыке и стихосложении, в живописи и архитектуре. Ритм − это порядок. Нарушение или отсутствие ритма тревожит или даже раздражает. Именно благодаря присутствию ритма мы счастливы и полны удивления, любуясь красотой произведений искусства арабского орнамента на гипсе, кирпиче, дереве, меди, серебре. Кажется, что мастер объединил в ритме материал и рисунок орнамента, подчеркнув узором красоту и ценность материала. Разные элементы орнамента подчинены определенному ритму, и по отношению друг к другу они в ритме. Мастер арабского орнамента сродни дирижеру в оркестре. Поэтому настоящие произведения орнаментального искусства так гармоничны.

Типы арабских орнаментов

Чтобы понять, откуда черпали свое вдохновение арабские мастера, нужно представить бесконечные пустыни Северной Африки и Аравийского полуострова: открытое, безбрежное пространство, изрезанное извилистыми путями, руслами речушек, холмами. Перед глазами позолота песка сливается с яркой синевой неба и рек, а ближе к воде вьющаяся благоухающая зелень и необычайно яркие цветы. Мастера приспосабливали и адаптировали в орнаменте все то, что веками их окружало. Мотивов очень много. Есть узнаваемые элементы, например, из античной культуры, а есть настолько абстрактные, что прообраз узнать практически невозможно. Важным элементом в арабском орнаменте является узел. Корни этого − в мусульманской религии. На Востоке разнообразные изображения узла в орнаменте имеют благостный смысл для долгой жизни, счастья. Его часто используют не просто для связи, а для преобразования одного типа орнамента в другой и дальше во что-то совершенно абстрактное.

Гирихов узел

Гирих − это геометрический тип орнамента. Основными элементами служат фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, многоугольники. Все они символы, на которых строится вселенная. Например, круг олицетворяет центр и движение, квадрат ассоциируется с порядком и четкостью. Из этих фигур-символов арабские мастера, многократно переплетая и накладывая одну на другую, создают сложнейший, математически точно выверенный орнамент.

А если рассматривать арабские орнаменты в целом (в мечети, например), то восхищает сочетание геометрических форм в пространстве. Восхищает точность подбора орнаментного узора с формой сводов галерей, формой окон. Какое изумительное цветовое решение орнамента на потолке и стенах, на фронтонах и на полу! Все это отдельно и вместе объемно из-за игры света и тени.

Ислими – путь в божественный сад

В основе этого арабского орнамента − изображения бесконечной спирали с листьями и цветами. Это как символ непрерывного пути в райский сад или идея непрекращающегося развития цветущего зеленого побега. У орнамента ислими есть пять форм: плетеный, простой, раздвоенный, миндалевидный и крылатый. Эти формы не существуют отдельно, ими дополняют и заполняют другие мотивы арабского орнамента, не терпящего пустот.

Хатаи − это упрощенный ислими. Те же стебли и ветви, но абстрактные. В арабских странах его часто используют на фасадах домов, при росписи кувшинов и в орнаментах ковров.

Исламская арабеска

Во всем исламском мире распространенным типом орнамента является арабеска. Им украшены и предметы быта, и светские постройки, и культовые сооружения. Этот тип орнамента строится на повторениях фрагментов в определенном ритме и не несет в себе никакого образа. Он практически исключает фон, потому что элементы вписываются один в другой.

В непрерывном плетении узора исчезает форма с вечным арабским намеком на бесконечность. Основными элементами арабески являются части растений и переплетения, соединенные в неповторимую вязь, уходящую в бесконечность.

Арабская каллиграфия

Особое декоративное качество у арабской каллиграфии. Возникновение алфавита и письменности вообще считается величайшим изобретением человечества. Древние надписи на камнях из деревни Набат, дошедшие до наших дней и выполненные еще в доисламские времена на арабском языке, подтверждают, что арабы позаимствовали алфавит у соседей набатцев, живущих на северо-востоке Аравийского полуострова. Для мусульман-арабов знание алфавита и умение читать было освящено и поощрялось Кораном. Арабский язык и есть, по сути, язык этой священной для любого мусульманина книги. И как Коран, он стал объединяющим фактором для арабского народа. Им пользовались для общения и писали образованные люди из любого сословия с разными религиозными взглядами. В этом настоящий демократический смысл арабской письменности. И естественно, что он стал инструментом творчества. Мастера каллиграфии, особенно те, что писали методом насхом (им написан Коран), занимали привилегированное положение в обществе, близкое к власти. Арабская каллиграфия − это искусство благородное, возвышенное и объединяющее. Благодаря ей священное в Коране приобрело осязаемую форму. Очень часто мастера настенных орнаментов вписывали в свои произведения арабскую каллиграфию в виде изречений из священного писания: «Хвала единому Богу», «Власть принадлежит Богу»; или отдельных слов: «Счастье», «Жизнь», «Вечность».

Комментарии
Большое спасибо Вам за замечательную статью!Интересно и красиво написано! 😌