Малочисленные народы России - список. Самый малочисленный народ России

Территория, на которой проживают коренные малочисленные народы России, пролегает вдоль 28 субъектов РФ. Она тянется от дальневосточных регионов вплоть до Кольского полуострова.

Согласно официальному перечню от 2006 года, на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах РФ проживают представители 45 коренных народов, что дает в сумме население, близкое к 250 тысячам человек.

Наиболее многочисленным народом из них являются ненцы, их число достигает 44 тысяч. К малочисленным народам относят энцев, которые идентифицируют себя под именем эньчо. Их количество не превышает 200 человек. К исчезающим народам также относятся ижорцы — 450 человек, и народность водь, количество которых по последним данным составило менее 100 человек. Как называются остальные малочисленные народы России? Список их можно увидеть ниже.

Список малочисленных народов России

  • Чукчи.
  • Эскимосы.
  • Чуванцы.
  • Камчадалы.
  • Коряки.
  • Алюторцы.
  • Алеуты.
  • Нивхи.
  • Ороки.
  • Орочи.
  • Удегейцы.
  • Негидальцы.
  • Ульчи.
  • Эвенки.
  • Эвены.
  • Юкагиры.
  • Долганы.
  • Абазины.
  • Кеты.
  • Вепсы.
  • Ижорцы.
  • Ненцы.
  • Игельмены.
  • Саамы.
  • Чулымцы.
  • Шорцы.
  • Ханты.
  • Бесермяне.
  • Кореки.
  • Манси.
  • Сепькупы.
  • Сойоты.
  • Тазы.
  • Телеуты.
  • Тофалары.
  • Тувинцы-тоджинцы.
  • Кумандинцы.
  • Нанайцы.
  • Нагайбаки.
  • Наганасаны.
  • Тубалары.
  • Нганасаны.
  • Челканцы.
  • Карелы.
  • Водь.

Традиционное мировоззрение коренных народов Севера

Традиционно эвены, как и другие коренные малочисленные народы России, обожествляют небосвод со всеми главными светилами, а также основные элементы окружающей флоры и фауны - горные массивы, реки, таежные леса и разнообразных животных, в них обитающих. Так, например, Солнце в традиционном сознании эвена представлено добрым человеком, всецело заинтересованным в интересах и защите местного населения. Бога Солнца можно склонить к взаимодействию путем принесения жертв, а также веры и молитв. Божество способно исполнять волю верующих, одаривать их здоровым и сильным потомством, приумножать стада оленей, приносить удачу охотникам и благоприятствовать рыбному улову.

Многие коренные народы Сибири имеют языческую и политеистическую религию, с довольно особенной чертой привязанности, как душой, так и телом, именно к родной природе и явлениям, но не к природе в целом. То есть именно земля, на которой обитает тот либо иной народ, является для него божественной и одушевленной сущностью, способной влиять на события как в природе, так и в обществе. Ее власть признается превосходящей и ее же силу люди пытаются приручить посредством различных духовных практик, таких как молитвы, заклинания и т. д.

В свою очередь животные, как и растения, принимаются за более близкие сущности. Так, например, в поселке Себян-Кель, расположенном в Кобяйском улусе, произрастает священное дерево, чей дух покровительствует людям. В честь дерева совершаются жертвоприношения, ему же преподносятся различные вещи. Кроме того, существуют культы священного оленя, лебедя, орла и прочих тотемов родов.

Современное христианское течение в Якутии

Член Института Проблем Малочисленных Народов Севера Захарова Н.Е. в своем исследовании отмечает, что нынешние православные коренные северяне склонны к дискриминации своих языческих корней, усматривая в них лишь деградацию, идолопоклонство, а также «угар национального самосознания». Так, в глазах современных христианских деятелей шаман нередко предстает объектом национального позора в силу того, что он предпочитает поклонение объектам природы поклонению единому Богу.

В связи с этим с шаманизмом ведется непримиримая борьба. Так, по мнению Захаровой Н. Е., правительство республики Саха и Якутская епархия ставят пред собой задачу по полнейшему искоренению язычества на территории, где проживают малочисленные народы севера России.

Следует отметить, что подобная борьба с шаманами ведется уже около трех веков, начиная со времен царской России. Однако северные язычники так и остались собою даже после осуществления формального крещения. Как результат, шаманизм начал постепенно проникать в русскую культурную среду. Объяснить подобное явление можно тем, что современное культурное наследие предстает в качестве преемника языческого мировоззрения. Это находит определенное подтверждение в случае рассмотрения эпохи Ренессанса - возрождения светского языческого общества из пепла темноты средневековья.

Как бы то ни было, сочетание и тесное переплетение культур традиционного христианства и шаманизма дают причудливые и интересные картины, изучение которых малочисленные народы России обеспечивают собственным существованием.

Народы северо-западной части России

В этом списке малочисленные народы России стоят в порядке убывания численности населения:

  • Карелы (92 тыс. чел.).
  • Вепсы (8 тыс. чел.).
  • Саамы (2 тыс. чел.).
  • Ижора (450 чел.).
  • Водь (82 чел.).

    Карелы

    О месте проживания карелов можно догадаться по названию этого народа. Он является титульным и коренным народом Карельской республики. Некоторые карелы плотно обосновались в Ленинградской и Выборгской областях. Карельский этнос начал формироваться приблизительно с 13 века на территории, которая охватывала Карельский перешеек и часть современной Финляндии, где до сих пор имеются отдельные поселения карелов.

    Массовое крещение, проведенное по приказу новгородского князя, не слишком повлияло на народную культуру карелов. Оно было почти формальным, так как на тот момент мало кто понимал русский язык, на котором велась религиозная пропаганда. Однако нравственные и духовные принципы карелов получили свое отражение в фольклорных песнях, танцах, рунических стихотворениях и заклинаниях. Языки народа — финский и русский. В северных районах основное занятие карелов — оленеводство и прочее животноводство, в других - рыболовство и лесной промысел. В настоящее время в Карелии хорошо развита древодобывающая и обрабатывающая промышленность, в которой занята часть этого этнического меньшинства.

    Ижора

    Ижора — самоназвание финно-угорского народа, что в прошлом, наряду с малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли. Наименование этого народа лежит корнями в шведском имени Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе "каръялайшт". Это согласуется с тем фактом, что представители народа водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы».

    В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов.

    Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland) становится шведской провинцией, и ижоры ассимилируются с финнами, а в 1943 году население вывозится немецкими войсками в Финляндию. Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс расселения ижорцев в прежних местах претерпевал некоторые ограничения со стороны властей.

    Хозяйство ижорцев схоже с русским и предполагает в своей основе земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением, проводя ночи в дощатых будочках.

    Проживание ижорцев происходило в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах-рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож.

    Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества эпических произведений. Так, финский фольклорист Элиас Леннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы».

    Водь

    Самый малочисленный народ России насчитывает на сегодняшний день всего 82 человека и проживает преимущественно в юго-западной части Ленинградской области. Водь относится к финно-угорским народам. Языков, которыми владеет население народа, три – это водьский, ижорский и русский. Самый близкий к водьскому наречию язык — эстонский. Основным и традиционным занятием этого небольшого народа было земледелие, а также лесной промысел, рыболовство и мелкое ремесленничество. Полученные в хозяйстве продукты обычно сбывались в крупные центры, такие как Санкт-Петербург.

    Самый малочисленный народ России не смог сохранить свой первоначальный язык. Этому помешало не только пришедшее православие (проповеди велись на русском языке), но и ненормированность языка, отсутствие школ, в которых преподавался бы письменный водьский язык, маленькая численность народа и множество смешанных браков. Таким образом, водьский язык практически утерян, а культура народности водь сильно поддалась обрусению.

    Комментарии
    Уничтожая религию народа, уничтожается и народ- носитель этой религии. Так произошло и с Русью, которой насильно было навязано христианство. Христианство, по сути, религия рабов. Это явственно проявляется и сейчас. Нам Гундяев внушает мириться с нищетой,призывая (от имени Бога) любить преступную власть, сам живёт в роскоши. Вместо школ и больниц строятся храмы и церкви(стойла для баранов), в каждой деревне. Нищий народ несёт последнее в церковь (попам), уповая на отпущение мифических грехов.