Что такое герметическая философия?

Герметическая философия – это магическое оккультное учение, течение, существовавшее в эпохи поздней античности и эллинизма, изучавшее тексты, которые заключали сокровенные знания, приписываемые мифической личности — мудрецу Гермесу Трисмегисту, олицетворявшему древнеегипетского бога знаний и мудрости Тота, который у греков звался Гермесом. Именно по его имени и названо учение.

Общая информация

Герметическая философия стала доктриной европейских алхимиков в Средние века и эпоху Возрождения. Это учение носило скрытый эзотерический характер и объединяло элементы халдейской астрологии, популярной древнегреческой философии, древнеегипетской алхимии и персидской магии.

Согласно традиции, герметизм — это (в философии) учение о высших законах природы, базирующееся как на принципе причинности, так и на принципе аналогии.

Приверженцы такого течения считают, что понимание любой причинной связи в силу принципа аналогии может дополняться также магическим воздействием на действительность личных желаний адепта скрытого учения.

Отсюда герметический значит «сокровенный», в обычном смысле герметичный – это плотно закрытый.

История

В Средние века герметическая философия, или философия оккультизма, получила развитие через восточно-христианских и иудейских мистиков у мусульман, а после Крестовых походов она появилась в виде алхимии и в католической Европе. С герметическими трактатами определенно перекликались труды ранних отцов церкви, однако намечалась и тенденция к размежеванию христианства и герметизма. В этом направлении первый шаг был сделан в 325 г., когда на Никейском соборе приняли церковное решение о том, что учение о реинкарнации несовместимо с Библией.

Второе важное событие – объявление астрологии дьявольским занятием в 1227 г. Таким образом, герметическая философия, кратко описанная нами, формально оказалась под запретом католической церкви. Далее наступили столетия забвения.

Герметизм эпохи Возрождения

Учение возродилось в 1460 году на Западе, когда монах Леонардо, посланный Козимо Медичи искать древние рукописи, затерянные в европейских монастырях, принёс в Пистойю вывезенные из Константинополя копии герметических трактатов, написанных на греческом языке. Эти трактаты впоследствии, в 1461 году, были переведены Марсилио Фичино на латинский язык и поспособствовали новой вспышке интереса к герметизму.

Герметическая философия эпохи Возрождения пополнилась исследованиями швейцарского филолога Исаака де Казобона, который в 1614 году после анализа герметических текстов с позиции содержания, языка и текстологической связи с другими текстами сделал вывод о том, что приписываемые Гермесу Трисмегисту труды не являлись работами древнеегипетского жреца, а были фактически созданы уже в период христианской эпохи.

В 1945 году возле Наг-Хаммади были найдены писания герметического толка на коптском языке. Они были оформлены как посвятительная речь между Асклепием из «Герметического корпуса» и Гермесом и текст, описывающий оккультную школу герметизма.

Герметизм – это религия

Не все сторонники течения имели отношение к религии, определенная часть из них рассматривала лишь философскую систему.

В герметической религии наивысшее божество (Принцип) именуется Богом (Всем, Единым). Также многие приверженцы учения ставили в один ряд свою веру и мистические идеи иных религий: христианства, иудаизма, буддизма, ислама и основной линии язычества, так как придерживались мнения, что у всех великих религий единое сердце, схожие мистические истины. Они считали, что каждая мировая религия содержит понимание эзотерических принципов герметизма.

Философские и религиозные тексты

Хотя авторство многих герметических работ приписывается Гермесу Трисмегисту, сторонники учения считают, что он написал только сорок две работы, но многие из них при разрушении Александрийской библиотеки были утрачены.

Сегодня широко известны три основных текста, в которых освещается герметизм. Это «Изумрудная скрижаль», «Герметический корпус» и «Кибалион». Расскажем о каждой книге подробнее.

«Герметический корпус»

Данная работа наиболее широко известна и является основополагающей в понимании герметизма. Она состоит из 16 книг, которые представляют собой диалоги Гермеса. В первой книге освещается дискуссия между Гермесом и Пэмандром. Отличительная особенность состоит в том, что Гермес выступает в качестве ученика Поэмандра, хотя во всех остальных трактатах он, напротив, является учителем своих оппонентов.

«Изумрудная скрижаль»

Это короткая работа, являющаяся первоисточником знаменитой оккультной аксиомы, провозглашающей, что находящееся внизу аналогично находящемуся наверху. Кроме того, «Изумрудная скрижаль» намекает на тройственную достоверность и тройственный закон, за владение знаниями о которых Гермеса и нарекли Трисмегистом. Согласно данным истории, книга была найдена в Хевроне, в гробнице Гермеса, Александром Великим.

«Кибалион»

Эта работа, объясняющая, что такое герметизм, была издана тремя анонимными авторами в 1912 году. Они назвали себя «тремя посвящёнными». В «Кибалионе» перечислены и прокомментированы семь главных принципов герметизма, а именно:

  1. Принцип ментализма: Вселенная - это мысленный образ Бога.
  2. Принцип аналогии (соответствия): утверждается аналогия между высшим и низшим мирами, микрокосмом и макрокосмом. Находящееся внизу аналогично находящемуся наверху.
  3. Принцип вибрации: всё существующее - это лишь различные вибрации (видоизменения) Единого Первоначала.
  4. Принцип ритма: всё находится в двустороннем непрестанном движении: опускается вниз и поднимается вверх, переходит из одной противоположности в другую.
  5. Принцип полярности: у всего есть своя противоположность, по сути, противоположности – это грани чего-то одного, и их всегда можно примирить одним парадоксом.
  6. Принцип пола: все вещи сочетают два начала, и любое творчество является результатом взаимодействия двух начал.
  7. Принцип причины и следствия: всё имеет причину и следствие, случай - это закон, который не распознан.

Верования герметистов

Герметическая философия в пределах своей системы верований объединяет монотеизм, пантеизм и политеизм и учит, что есть Первопричина, частями которой являемся мы сами и вообще все во Вселенной. Кроме того, данное учение подписывается под убеждениями о существовании демонов, богов, великих учителей и элементалей (обитателей первоэлементов).

Герметизм – это учение, вытекающее из семи принципов, которые выше уже были озвучены нами, и верования его представителей базируются именно на них.

Дарио Салас

Чилийский мыслитель Дарио Салас Соммер является одним из современных теоретиков герметизма, однако в это понятие он вкладывает несколько другой смысл, отличающийся от общепринятого. Выражение «герметическая философия» Дарио Салас использует для характеристики всего, что только существует в природе, вместе с тем в обычном состоянии сознания для человека герметизм скрыт, и постичь его может только тот, у кого получилось повысить уровень своего сознания.

Этот писатель, исследователь и философ родился в 1935 году в Сантьяго де Чили. Его отец был профессором университета, а дед – выдающимся деятелем в системе образования, автором образовательной реформы в Чили.

Дарио Салас придумал метод, благодаря которому можно достичь высокого уровня сознания, и назвал его "практическая герметическая философия". Он внес большой вклад в дело улучшения общественных и человеческих взаимоотношений, морального совершенствования человека и, таким образом, формирование более гармоничного мира.

У себя на родине Дарио Салас основал Институт герметической философии, и президентом Сальвадором Альенде ему был предоставлен статус некоммерческой организации. Впоследствии филиалы были открыты в Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Испании. Салас также является основателем Института герметической науки в Соединенных Штатах Америки. Он же открыл в столице Венесуэлы – Каракасе - фонд Симона Боливара, цель которого состоит в культурном и духовном объединении стран и народов Латинской Америки.

Герметическая философия освещается Дарио Саласом во многих книгах, изданных на разных языках: испанском, русском, португальском, английском, итальянском, литовском, болгарском, немецком, арабском, грузинском, корейском и китайском.

Комментарии
Почитав книги Дарио Соммера пришёл к непреодолимому желанию поднять свой моральный и этический уровень до максимально возможного, и на мой взгляд нет в этом никакой мистики, так-же как и в его книгах. Полностью согласен с тем, что далеко не для всех эта наука.