Разбойничья история? Создание романа "Дубровский"
По этому тексту поставлено несколько фильмов, его сюжет стал основой знаменитой оперы. При этом для многих современников Пушкина и самых именитых исследователей его творчества это всего лишь авантюрная история, создание романа «Дубровский» многими объявляется заблуждением, явной ошибкой великого поэта. Так ли это?
Русский Робин Гуд
Пушкинский гений заставлял его ставить всё новые и новые задачи. В стихах явился тот язык, который стал основой великой литературы, великой культуры. В прозе этим языком – простым, ясным, выразительным – были написаны «Повести Белкина», которые трудно назвать текстами чисто прозаическими, ведь в них так по стихотворному точно выверено место для каждого слова, для каждого звука.
От "Барышни-крестьянки" к "Дубровскому"
Хотя спустя два года после «Барышни-крестьянки» в «Дубровском» опять появляются влюбленные молодые люди из соседних поместий, даже общаются они похоже – оставляя в дупле дерева нужное сообщение, история создания романа «Дубровский» показывает нам нового Пушкина. Повзрослевший автор совсем по-другому смотрит на мир.
Начиная с лета 1831 года для Пушкина становится все более актуальным создание прозаического произведения другого характера, где главным содержанием становится увлекательно рассказанная история. Создание романа «Дубровский» могло начаться с желания создать русскую реплику на авантюрные романы, столь популярные в западноевропейской литературе. Но считать пушкинский текст лишь эхом романов Вальтера Скотта или рассуждением на «разбойничью» тему, предложенную Шиллером, недопустимо банально для уровня Александра Сергеевича. Возможно, первые побудительные мысли могли иметь подобную форму, но затем они стали гораздо значительнее.
Дубровский – Островский?
Именно Островским вначале планировал назвать главного героя Пушкин. Такое впечатление произвела на него рассказанная хорошим московским другом П. В. Нащокиным история. Создание романа «Дубровский» во многом определено знакомством Пушкина через Нащокина с обстоятельствами дела белорусского помещика Павла Островского.
Бумаги на владение маленьким сельцом в двадцать душ, которое находилось в Минской губернии, сгорели во время наполеоновского нашествия. Этим воспользовался богатый сосед, отсудивший сельцо у обедневшего помещика. Какое-то время тот вынужден был наняться в домашние учителя, но вскоре в тех местах начались нападения на судебных исполнителей и на других чиновников. Арестованный Островский, по некоторым данным, сумел сбежать, перепилив цепи на кандалах, и след его затерялся. Перед нами почти точная фабула пушкинского романа.
Дело поручика Муратова
Во второй главе «Дубровского» Пушкин помещает документ, который подводит итог тяжбе Троекурова с бывшим другом. Этот вердикт кажется авторским сочинением, так впечатляющи его канцеляризмы и тяжеловесные обороты. Но оказывается, это копия документа из судебного дела об отчуждении имения поручика Мартынова в пользу соседа – полковника Крюкова. Пушкин вложил копию документа в черновики романа, лишь внеся карандашные правки – поменял реальные фамилии на те, которыми он наделил героев «Дубровского».
В черновиках обозначено место – Козловский уезд Тамбовской губернии, где и произошла эта история. Создание романа «Дубровский» во многом базируется на подобных процессах, происходивших на просторах империи. Окончательный вариант фамилии главного героя стал для Пушкина делом решенным, когда он познакомился с подобными судебными делами в Нижегородской губернии, где располагалось знаменитое пушкинское имение Болдино. Среди реальных людей ему встретился помещик с такой выразительной фамилией. Именно эта фамилия стала названием неоконченного романа, когда его решили опубликовать в посмертном собрании сочинений.
Народный бунт
Конечно, трудно представить работу Пушкина слепой компиляцией на основе реальных житейских случаев. Не может так выглядеть история создания романа «Дубровский». Пушкина интересовали и более значительные явления общественной жизни. Как он мог обойти молчанием вооруженные выступления 1830 года в Париже и Лилле, польское национально-освободительное движение, направленное против Николая I, да и в современной ему Российской империи тут и там вспыхивали холерные бунты.
Накладывала свой отпечаток работа Пушкина над историей пугачевской войны. Какая история создания романа "Дубровский" – рассказа о благородном разбойнике, воевавшим с правительственными войсками – могла обойтись без ссылок на не забытую в народе крестьянскую войну. В Кистеневской роще собираются мужики, очень похожие на тех, кого Пушкин отправил в армию Пугачева в «Капитанской дочке». Также мы не видим полного одобрения автором стихии бунта, – в незавершенном «Дубровском» молодой разбойник распускает свою шайку, что кажется вполне логичным.
Итог
Даже совсем краткая история создания романа «Дубровский» делает несостоятельными уничижительное мнение самых уважаемых литераторов об этом произведении Пушкина. Чтобы определить его как неудачную попытку заработать деньги путем создания легковесного чтива, надо очень высокомерно относиться к великому имени. Александр Сергеевич, который пытается достичь уровня Загоскина, Лажечникова или Булгарина (именно таким он представлен в «Дубровском» некоторыми критиками), – слишком жалкое зрелище, чтобы быть правдой.
Неизвестно, как автор закончил бы свой роман, но и того, что ограничено поставленной им точкой, хватит, чтобы по-настоящему волновать сегодняшнего и будущего читателя.