Краткое содержание: «Парадокс» – неожиданный вывод и предсказание будущего
Короткий очерк Владимира Галактионовича Короленко пришел в русскую литературу из воспоминаний о его родной Украине.
Безмятежные дни
Где-то в захолустном городке на Западной Украине летним днем играют два малолетних брата-паныча. Им восемь - десять лет. Задний двор, где они часами проводят время, завален ненужным хламом. Но более всего их привлекают развалины старой кареты с остатками герба на сломанной дверце и бочка, наполненная водой, в которой плавает нечто вроде головастиков. Карета полна очарования – в ней можно, мечтая, встречать разбойников, сражаться с ними, неистово палить из деревянных пистолетов по ним из окон, спасать туманные женские фигуры, никогда не открывающие свои прекрасные лица, останавливаться и заходить в трактир. Или часами сидеть с самодельными удочками возле бочки и надеяться поймать серебристую настоящую живую рыбку. Оба занятия были очень заманчивы, но их приходилось оставлять, когда звали к обеду или вечернему чаю. «Панычи! Идить бо до покою!» - вдруг прервет их игры призыв слуги Павла. После зова слуги безмятежность их уютного мирка, их детских игр внезапно взорвется/ Таково начала произведения краткое содержание. «Парадокс», маленький очерк, покажет, как дети впервые столкнутся с реальной жизнью и как она их заставит задуматься.
Что происходило во дворе?
На дворе собралась толпа народа, на крыльце сидел отец, была и красивая мать, а у крыльца стояла небольшая телега, в которой помещался странный болезненный человек – голова большая, туловище маленькое, узкое, ноги длинные и тонкие, как лапки паука. Это существо сопровождал высокий субъект с усами. Он и представил публике сидящего в тележке как шляхтича Яна Криштофа Залуского - человека, у которого от рождения нет рук. Но глаза этого человека были чрезвычайно острыми и умными. Залуский по указанию своего спутника поздоровался с господами, сняв одной ногой сапог с другой и приподняв ею с насмешливой галантностью над головой картуз, причесал волосы гребенкой, послал воздушный поцелуй барышням, сидевшим у окон, вдел нитку в иголку. Наконец Залуский скомандовал своему Матвею, чтобы он подал бумагу и перо. Легко и красиво написал на ней свое имя. «А теперь, - спросил он насмешливо, - кто готов к афоризму?». Все растерялись, и Залуский, пронизывая мальчиков умными циничными черными глазами, подозвал их к себе. Потом он быстро что-то написал, и мальчики вслух прочитали неожиданную фразу: афористичную и парадоксальную вместе. «Человек создан для счастья, как птица для полета». А глаза его были подернуты внутренней болью. Помогло именно увечье Залуского в сочетании с глубоким умом выразить свою заветную мысль (ее краткое содержание) – парадокс-афоризм о счастье.
Что было потом?
Собрав деньги, Залуский с Матвеем уехали из двора. Мальчики из-за забора смотрели за ними и слышали обрывок разговора. «У тебя, Матвей, только пустая голова, которая ничего собой не представляет, так, пустая тыква. А вот мне забыли приделать руки, но человек создан для счастья, вот только счастье не всегда создано для него», - спокойно и горько делает итог это исковерканное существо. Фраза, написанная детям человеком, не имеющим никаких иллюзий, не закрывающим глаза на реальность, открывает глаза сытым людям, никогда не знавшим, в чем состоит счастье. Сам Залуский, по злой иронии судьбы, обделен возможностью существовать самостоятельно и вынужден вести зависимое состояние. Об этом говорит краткое содержание. "Парадокс" показывает читателям, что афоризм о счастье, написанный детям, звучит в изложении Залуского как выстраданная им лично мысль.
Трудно быть счастливым, когда кругом борьба, преследования, потери близких, столько голодных и нищих без крова. Но законы парадоксальности действуют и там, где есть самые скверные, самые неподходящие условия для ее проявления. В. Г. Короленко, рассказ «Парадокс» написавший, утверждает, что у любого человека есть право на счастье. «А счастье всюду», - видел вслед за Короленко и великий И. Бунин.