Как провести интегрированные занятия в первой младшей группе детского сада?
Сегодня мы с вами говорим о занятиях в детском саду. Провести интегрированные занятия в первой младшей группе достаточно просто. Не стоит пугаться каких-либо требований, тем более, что стандарты дошкольного образования ничего конкретного от воспитателя не требуют. А при проведении занятий намного лучше ориентироваться на требования, которые предъявляют к детям, поступающим в школу.
Общие требования
Согласно федеральным и государственным стандартам образования, нет определённых требований к проведению занятий. В большинстве своём они носят рекомендательный характер.
- Взаимодействие воспитателя и ученика. Подразумевается непрерывный контакт между ребёнком и работником ДОУ. Вы не можете дать детям задание (например, сделать поделку из пластилина) и уйти смотреть любимый сериал по телевизору. Необходимо контролировать творческий процесс.
- Большая часть обучения должна проходить в игровой форме. Ясно, что такие занятия надо готовить заранее, а у сотрудников детского сада небольшая зарплата, чтобы тратить еще и домашнее время на организацию мероприятий, но хотя бы изредка устраивайте детям приключение.
- Гендерный подход. Воспитывайте в детях чувство равенства между полами. Если мальчики должны делать физические упражнения, то и женская половина учащихся тоже, если вы заняли девочек рукоделием, то посадите мальчиков за аналогичную работу.
- Универсальность. Развитие детей должно быть всесторонним, чтобы к выпуску из школы они имел представления о разных сферах жизни и могли бы самостоятельно выбрать интересующий путь, именно для этого нужны интегрированные занятия в первой младшей группе. Будь то художник, строитель, бизнесмен или электрик.
- Единство. Все ученики при выпуске из ДОУ должны обладать одинаковыми умениями. Воспитатель не может обучать только избранных, руководствуясь субъективным мнением. У всех должны быть равные возможности при поступлении в школу.
План
Если вам необходимо провести интегрированные занятия в первой младшей группе, лучше всего будет составить предварительный план-конспект. К счастью, никто от вас не требует жесткой и определённой формы, как в армии. Но есть несколько вещей, которые вы должны в нем указать в большей степени как памятку для себя. У любого плана должны быть следующие пункты.
- Цели. Поставьте перед собой конкретную задачу, чего вы собираетесь добиться данным занятием.
- Придумайте мотивацию для детей. Они должны быть заинтересованы в выполнении задачи.
- Процесс выполнения задачи.
- Игровая форма. Интегрированные занятия в первой младшей группе должны проводиться только так. Придумайте, как обыграть информацию, которую вы стараетесь донести детям.
- Итог. Как показать детям, что игра закончилась? Умение отвлечь и перенаправить внимание - это само по себе одно из основополагающих качеств любого воспитателя.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Данный стандарт создан для определения требований к начальному школьному образованию, поэтому и цели он ставит перед собой соответствующие.
- Системный/деятельностный подход. Всё должно изучаться в строгом порядке и закрепляться на практике.
- Укрепление нравственного и физического здоровья.
- Повышение способностей детей к самообучению.
- Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Развитие способностей к общению.
- Дети и взрослые занимаются вместе.
- Самостоятельность.
- Результатом должно стать повышение личностных и предметных качеств.
Поэтому необходимо отметить, что интегрированные занятия в первой младшей группе по ФГОС не проводятся.
Федеральные государственные требования
В тоже время данные требования направлены на достижение несколько других целей. Интегрированные занятия в первой младшей группе по ФГТ должны проводиться согласно следующим принципам:
- Обучение кльтурно-историческим ценностям.
- Деятельностно-личностный подход.
- Развитие интеллекта и физической культуры.
- Формирование у дошколят желания и тяги к учебе.
- Формирование общей культуры поведения у ребёнка.
- Образование не вдалбливает в головы детей факты, а развивает и научно обосновывает их.
- Единство и важность всех задач, которые стоят перед преподавателем: воспитание, развитие, обучение.
- Совместные и самостоятельные занятия.
- В результате освоения программы ребёнок приобретает различные качества.
Таким образом, интегрированные занятия в первой младшей группе детского сада по ФГТ сводятся к формированию личности, которая вольтся в современное общество и будет вести себя как и все, но при этом сохранит свою индивидуальность и непохожесть на другого.
Что выбрать?
Несмотря на то, что ФГТ и ФГОС - это два различных стандарта качества, которые используются в разных возрастных категориях, некоторые детские садики (особенно частные) могут использовать определенные методики обучения. Всем известны проблемы с очередями на места в данные учреждения в нашей стране, но если у вас есть возможность выбрать, что же лучше? Ни одна оценка не может быть объективной. Вам просто следует знать, что интегрированные занятия в первой младшей группе, проводящиеся по системе ФГТ, сделают из вашего ребёнка самостоятельную личность, которая гармонично вольётся в современное общество. В то время как занятия по ФГОС в столь раннем возрасте могут сломать ваше чадо, и в результате он потеряет всякое желание к обучению, что приведет к тому, что он станет просто очередным кирпичом в стене.
Пример занятия
Чем же конкретно стоит занять малышей в детском саду? Стандарты - это еще не самое главное. Решающую роль в интегрированных уроках играет сам процесс. Давайте рассмотрим ситуацию на ярком примере.
Первая младшая группа - это еще совсем малыши. Они лишь учатся считать, писать, изучать окружающий мир. И ничто, кроме интегрированных занятий, им не поможет. Можно начать, например, с совмещения математики, русского языка и окружающего мира. Купите специальный алфавит для дошколят. Он будет изображен на большом ватмане, рядом - красивые картинки животных, деревьев и прочих предметов, которые нас окружают. Причем количество, к примеру, слонят около буквы "С", котят около "К" (и так далее) будет разным. Теперь начните учить алфавит с малышами, спрашивая, кто изображен на рисунке, а также в каких количествах. Возникнут трудности - помогите. Пройдя весь алфавит, вы поможете детям привыкнуть к счету. Плюс ко всему малыши научатся называть окружающие нас вещи своими именами, попрактикуют свою неокрепшую речь, а также разовьют навыки чтения и русского языка. Подобный подход (совмещение математики, окружающего мира и развития речи) очень популярен. Обычно воспитатели читают с детьми сказки и, показывая картинки, просят ребят описать происходящую картину и посчитать все, что изображено на рисунке.