Интегрированные занятия с детьми дошкольного возраста
Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к образовательной программе, реализуемой в дошкольном учреждении, рекомендована организация и проведение с детьми разнообразных видов деятельности, в процессе которых могут быть реализованы образовательные цели: игры, проектная деятельность, инсценирование, обсуждение, наблюдение и другие. Интегрированные занятия как одна из форм совместной деятельности педагога и воспитанников позволяют одновременно решать задачи нескольких образовательных областей.
Принцип интеграции позволяет так организовать физкультурное занятие, что дети смогут:
- усваивать счет до 10 и обратно, используя разделения на группы по 10 человек, выполняя одно упражнение 10 раз или перекладывая снаряды из одной корзины в другую в процессе соревнований;
- формировать навыки безопасного поведения при упражнениях на спортивной стенке, при проведении подвижных игр, при запоминании и выполнении игровых правил спартакиады или при пользовании коньками, лыжами;
- совершенствовать трудовые умения при уборке и расстановке физкультурного оборудования в зале или на спортивной площадке;
- повторять сюжеты знакомых сказок и произведений, т.к. по их мотивам может быть составлено занятие;
- воспитывать эстетические идеалы с опорой на оформление спортивного зала, внешний вид детей и воспитателей, а также применение современного оборудования и аксессуаров для проведения занятия.
Интегрированные занятия, как правило, имеют несколько целей. Главная, доминирующая цель относится к основному виду деятельности, которому посвящается занятие, а остальные – второстепенные. Так, интегрированные занятия по развитию речи могут быть направлены на освоение детьми умений составлять рассказ по картине, а дополнительно осуществлять знакомство с родной природой; совершенствовать навыки аппликации с использованием осенних листьев; отрабатывать движения в беге и ходьбе при проведении физкультминутки.
Интегрированное занятие в детском саду может объединять деятельность нескольких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, педагога по иностранному языку. Это зависит от целей занятия и возможностей дошкольного учреждения. Если детский сад помимо воспитания детей осуществляет оздоровительную работу по коррекции каких-либо заболеваний, то в структуре занятия может быть использована и проведена дыхательная гимнастика, самомассаж или упражнения на коррекцию зрения.
Чем младше дети, тем в большей мере в процессе их образования используются интегрированные занятия, которые похожи на игровое взаимодействие и предполагают добровольное участие детей в деятельности. Воспитатель начинает какую-либо деятельность с несколькими детьми, а остальные присоединяются к ним на основе возникшего интереса. Так организуются занятия по изобразительной деятельности, лепке, музыке, конструированию.
Чаще всего дети даже не замечают, что педагог организует интегрированные занятия, т.к. навыки, которые запланировано сформировать у детей, совершенствуются во всех видах деятельности. Может быть организован тематический день, когда дети знакомятся с овощами, пробуя их на вкус, рисуя, рассматривая в альбомах, собирая на огороде, считая на карточках. Интеграция позволяет каждому ребенку получить знание в такой форме, которая для него является наиболее приемлемой. Педагог анализирует, насколько удалось реализовать поставленные цели и планирует следующий тематический день с учетом того, что удалось или не удалось освоить.
Целенаправленно используя интегрированный подход, педагог способствует тому, что знания усваиваются детьми эффективнее.