Сергей Параджанов: биография, фильмография и личная жизнь

Сергей Параджанов – уникальный для советского времени режиссёр. Хотя советским его едва ли можно назвать, ведь за всю свою продолжительную карьеру он так и не создал ни одного социалистического образа, оставаясь верным до конца истинной природе человека – чувствам, эмоции, внутренней экспрессии. Искусство для этого удивительного человека было высшей ценностью в жизни, своеобразным культом, которому он безоговорочно поклонялся.

Ранние годы

В небольшом домике в столице Грузии – Тбилиси – появился на свет будущий известный режиссёр и сценарист Сергей Параджанов. Биография его начинается 9 января 1924 года, когда уставшей после длительных родовых мучений матери поднесли на руки маленький плачущий комочек. Мальчик рос и был счастлив, так как ни в чём не нуждался. Его отец был одним из самых состоятельных людей в своём городе, имел прибыльный бизнес и много влиятельных связей. В частности, он владел сетью антикварных лавок и даже умудрился открыть публичный дом под очень двусмысленным названием – «Семейный уголок». Мать активно помогала отцу во всех его делах: именно она отбирала персонал для процветающего борделя. Девушек, кстати, привозили из Франции.

Годы «раскулачивания» не прошли бесследно для старшего Параджанова. Он лишился многих своих успешных предприятий, но антикварный бизнес, что являлся наследственным, сумел сберечь. Он искренне надеялся, что сын пойдёт по его стопам. Но Сережа решительно заявил, что планирует поступать на инженера железнодорожного транспорта.

Учёба в университете

Обладая ярко выраженным художественным талантом и не имея никаких способностей к точным дисциплинам, на инженерном факультете недолго проучился Сергей. Параджанов после трёх лет безуспешной борьбы с гранитом науки всё-таки обратился к искусству. Какое-то время он учился в консерватории в Тбилиси, но после окончания войны в 1945 году переехал в Москву. Отец пытался его переубедить, но не смог: сын твёрдо решил стать кинорежиссёром и поступить в столичный ВГИК.

Будучи студентом, Сережа полюбил молдаванку с татарскими корнями – Нигяр. Они встречались несколько месяцев, затем тайно поженились. Но этот брак оказался коротким и трагическим. Семья девушки была строгих патриархальных нравов и традиций: узнав, что женщина без согласия родных вышла замуж, они приехали к Параджанову и потребовали у него выкуп. У Сергея денег не оказалось, отец, обиженный за побег сына, не собирался ему одалживать, а Нигяр отказалась бросить мужа и вернуться в лоно семьи. Разозлённые родственники поступили с непокорной девушкой, согласно старым обычаям, – бросили её под поезд.

Начало карьеры

Сергей Параджанов, личная жизнь которого со старта не удалась, направил всю свою энергию и силы в творческое русло. В 1952 году он окончил режиссёрские курсы Игоря Савченко, известного и заслуженного деятеля искусств того времени. Его дипломом стала картина «Молдавская сказка», которую он окончил снимать годом раньше. Что касается большого кино, то тут дебютом Параджанова стал фильм «Андриеш», снятый в 1954 году на киностудии имени Довженко. Именно в стенах этого учреждения в дальнейшем были созданы главные работы режиссёра.

Познав сполна дикие татаро-молдавские традиции, Сергей решил больше не жениться на женщинах, имеющих восточные корни. Поэтому его второй женой стала обычная украинка Света Щербатюк. После трёх лет гармоничной и спокойной семейной жизни она родила ему сына – Сурена. Несмотря на то что пара выглядела счастливой, их союз распался уже в 1961 году. Женщина всегда говорила, что причиной развода стал характер Параджанова: творческий человек часто вёл себя странно, непредсказуемо и даже безумно.

Венец творчества

Им, безусловно, стал фильм «Тени забытых предков». После выхода в 1964 году на великий экран, его тотчас же назвали шедевром, а Сергей Параджанов проснулся знаменитым. Картина поражала животной чувственностью, буйством обрядов, природной первозданностью, любовным трагизмом и светлой грустью. Создание этой философской притчи, насквозь пронизанной религиозными мотивами, стало неожиданным для критиков. Ведь до появления картины Сергей уже 10 лет активно работал в сфере кино, но до сих пор его работы не сулили мужчине громкой славы и всемирного признания.

«Тени…» стали именно такими. Они вызвали шок. Лейтмотивом истории о трагической любви Ивана и Марички стала пьеса «Ромео и Джульетта». Вот только в отличие от работы Шекспира тема вражды родов тут отошла на второй план, освободив место для описания жизни гуцулов, их культуры, традиций. Необычная картина кардинально отличалась от всего снятого в СССР. Также она имела колоссальный международный успех: её по достоинству оценили на кинофестивалях в Италии, Аргентине и других государствах.

«Цвет граната» и другие фильмы

Но на этом творческие достижения Параджанова не заканчиваются. В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы. Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков». В ней каждый кадр несёт смысловую нагрузку, цветовая гамма становится максимально лаконичной, а неживые предметы играют наравне с актёрами. Фильм можно сравнить с поэзией, где герои разговаривают метафорами, а постановочные сцены наполнены чувствами и несут эмоциональный посыл. И если «Тени забытых предков» – венец творчества режиссёра, то «Цвет граната» – кульминация всей его жизни.

Кроме этих двух картин, ещё с десяток работ успел завершить Сергей Параджанов: фильмография режиссёра насчитывает 16 фильмов. В 50-х годах свет увидели «Молдавская сказка», «Андриеш», «Наталия Ужвий», «Золотые руки», «Думка» и «Первый парень». В 60-х Сергей работал над «Украинской рапсодией», «Цветком на камне», «Тенями забытых предков», «Киевскими фресками», «Акопом Овнатаняном», «Детьми – Комитасу» и «Цветом Граната». После десятилетнего перерыва из-за травли и тюремного заключения на экраны вышли «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани» и «Ашик-Кериб».

Преследования и арест

От природы бунтарём был Сергей Параджанов: фильмы его шли вразрез с существующей системой, поэтому отношения режиссёра и советской власти не всегда складывались хорошо. Если к этому добавить его неоднократные обращения к руководству партии и просьбы о прекращении преследований известных деятелей культуры и науки, понятно, почему он стал «неугодным» для верхушки КПСС. Последней каплей стала подпись Сергея Параджанова под письмом интеллектуалов, которые в 1968 году выступили против политических репрессий.

Из-за активной гражданской позиции режиссёр стал костью в горле для власти. В 1973 году её терпение оборвалось и Параджанова приговорили к 5 годам заключения. При этом статьи выбрали самые «грязные», сделав из их синтеза просто гремучую смесь – гомосексуализм с применением насилия. Причиной послужило заявление режиссёра для бельгийской прессы, которой он рассказал, что его расположения добивались многие партийные деятели. Понятно, что это была метафора или шутка, но для следственных органов этих слов для возбуждения дела было достаточно.

Жизнь после освобождения

Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Из-за этого мужчине пришлось несладко на зоне. Единственным светлым лучиком в этой части его жизни стало досрочное освобождение по ходатайству многих видных деятелей культуры, которые организовали международную акцию протеста. Сам Луи Арагон, всемирно известный французский писатель, лично обратился к Брежневу с просьбой амнистировать Параджанова. В 1977 году режиссёра выпустили, при этом запретив ему жить и творить на территории Украины. Параджанов отправился на историческую родину – в Тбилиси, где продолжил работу на киностудии «Грузия-фильм». Тут он снял ещё две полнометражные картины.

Что касается сексуальной ориентации мужчины, то в наши дни мнения историков расходятся. Дело в том, что Сергей не раз говорил о своей слабости к представителям сильного пола. Но можно ли верить этому провокатору, любителю эпатажа? Если брать во внимание рассказы его друзей, то складывается двузначное представление о личной жизни Параджанова. Они говорили: на совместных посиделках он то хвастался новыми любовными победами над женским полом, то намекал, что соблазнил молодого художника. Даже товарищи до конца не видели границы между выдумкой и правдой.

Последние годы

На закате жизни в родной город приехал Сергей Параджанов. Биографии режиссёра, а именно её творческой составляющей, суждено окончиться там, где она началась – в Тбилиси. Тут он экранизировал свою последнюю работу – сказку Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». Притча про классовое неравенство и великую любовь стала частично автобиографической для режиссёра. После этого Параджанов переехал в Армению. Тут в Ереване, в специально построенном для него доме, он умер от рака лёгких. Случилось это 20 июля 1990 года. В то время он работал над картиной «Исповедь», которую, к сожалению, так и не успел закончить. Впоследствии оригинальный негатив стал частью фильма про жизнь режиссёра «Параджанов: последняя весна».

В наши дни дом Сергея Иосифовича стал музеем. Это одно из самых посещаемых туристами мест Еревана. Фактически Параджанов не успел в нём пожить. Несмотря на это, стены здания излучают его энергетику. Посетители осматривают его богатую коллекцию коллажей и графики, уходя из дома с полной уверенностью, что их автор – маг и волшебник, истинный талант и безумный гений.

Память про Параджанова

Им восхищались не только женщины Советского Союза, но и барышни из-за границы. Известная на весь мир звезда французского кино Катрин Денёв называла Сергея самым гениальным режиссёром всех времён и народов. Им открыто восхищалась роковая красотка, одна из самых умных леди России и Европы – Лилия Брик. Мужчины тоже отдавали дань этому таланту. Например, Андрей Тарковский, несмотря на свой тяжёлый характер, очень уважал Параджанова. Он любил проводить время в его обществе. Будучи очень гордым и упрямым, первый звонил ему, чтобы договориться об очередной встрече. Ненавидя шумные компании, терпел их ради товарища, который был без ума от вечеринок и громких посиделок.

Великий Федерико Феллини тоже очень любил режиссёра. В знак уважения он подарил ему свои наручные часы и некоторые рисунки. Сергей Параджанов хотел ответить ему, презентовав чёрный бархатный халат, но сделать этого так и не успел. В этом одеянии, предназначенном для Феллини, режиссёр и был похоронен. Такое решение принял его племянник – Георгий Параджанов. Родственник, которого великий дядя называл бездельником и тунеядцем, спустя годы снял гениальный фильм про родной город Сергея Иосифовича – Тбилиси – под символическим названием «Все ушли»…

Комментарии