«Иван Грен» - российский большой десантный корабль проекта 11711

События последних лет наглядно показали, что государству в обязательном порядке требуется мощный флот, который может выполнять различные задачи. К сожалению, развал СССР и последовавшие затем события серьезно подорвали обороноспособность отечественного ВМФ. Впрочем, в последнее время правительство уделяет этой проблеме немало внимания, постоянно вводятся в строй новые суда. К таковым относится также «Иван Грен», большой десантный корабль.

На сегодняшний день широко известными являются проекты «Зубр» и «Мурена», которые по сей день продолжают строиться для зарубежных заказчиков. Сегодня у отечественной промышленности имеется более масштабная задача – насытить свой флот десантными кораблями, которые значительно превосходят по размерам упомянутые выше проекты. Впрочем, у ВМФ СССР таковые были. Стоит задача их модернизировать и подвести под требования современной войны на море.

Сложившаяся ситуация

Сегодня в состав флота входят суда, относящиеся к проектам 1171 и 775. Они были спроектированы с целью возможной переброски до одного батальона морпехов с приданными ему тяжелой бронетехникой, артиллерией и прочими образчиками вооружений. Первые суда такого класса проектировались в Ленинграде, генеральным конструктором являлся И.И.Кузьмин. Некоторые из них строились на калининградском заводе «Янтарь», другие – на польских верфях. Происходило это в период с 1974 по 1990 годы. Впоследствии ведущие ЦКБ по разработке были переназначены, но сами корабли от этого практически не изменялись.

Общие характеристики проектов

Корабли проекта 1171 характеризовались полным водоизмещением в пределах 4000 т, с их помощью мог производиться десант до 313 человек, полностью вооруженных. Предполагалось, что суда одновременного могут нести до семи средних или более двадцати легких танков. В 1966-1975 году ВМФ СССР получил 14 таких судов, причем головным был «Воронежский комсомолец». Корабли за это время модернизировались до четырех раз (в процессе постройки и проектирования). Проект 775 предполагал практически аналогичные характеристики по вместимости и грузоподъемности, но эти корабли были заметно лучше вооружены. Всего их было построено 24 штуки.

К настоящему времени в составе ВМФ осталось около 20 кораблей проектов 1171 и 775, причем последних больше. К счастью, даже при развале Союза флот смог сохранить практически все из них. Конечно, молодости у них не прибавляется, ресурс постепенно истекает, а потому страна нуждается в постройке новых кораблей такого класса. Сообщается, что именно «Иван Грен» будет постепенно замещать своих предшественников.

Ситуация в странах НАТО

Важно заметить, что в НАТО ситуация с десантными судами несколько иная. И США, и страны ЕС стремятся иметь в составе своих флотов максимально многофункциональные корабли, которые могут выполнять не только задачи по десантированию живой силы и боевой техники. Несмотря на дороговизну таких проектов, это им вполне удается. Особенно в этом преуспели американцы: даже если нам строить БДК ударными темпами, то их уровня в ближайшие два десятка лет уже не достичь.

У них новая военная техника идет во флот бурным потоком. В принципе, такая страсть к десантным судам объяснима, так как переброска больших количеств живой силы обходится намного дешевле, если осуществляется морем. Учитывая агрессивность внешней политики американцев, по-другому и быть не могло.

Первый отечественный десантный корабль в новом веке

Новый корабль, который должен положить начало восстановлению десантных возможностей российского флота, получил имя «Иван Грен». Название это было выбрано далеко не просто так, ибо судно названо в честь талантливого артиллериста и ученого. До 1941 года Грен руководил Морским исследовательским институтом. Службу свою он начинал еще до Революции, в Императорском флоте. Он участвовал в испытаниях и полигонных исследованиях практически всех систем, которые разрабатывались в то время. С началом Великой Отечественной войны стал заведовать артиллерией всего Балтийского флота. Показал себя как великолепный стратег и мастер контрбатарейной стрельбы.

Сведения о разработке «Гренов»

Самый первый «Иван Грен» предполагается сделать головным кораблем всего проекта 11711. Что же касается его разработки, то она проводится все там же, в Санкт-Петербурге. Генеральный конструктор - А.Виглин, главным конструктором судов этой серии назначен В.Н.Суворов.

В отличие от предшествующих кораблей проекта 1171, здесь учитывались все требования и реальный опыт всех последних лет. А потому БДК «Иван Грен» с равным успехом может быть использован не только для военных, но и для мирных операций. Так, предполагается возможность использования этого класса судов для перевозки крупных объемов груза, в том числе и с заходом в речные фарватеры. БДК «Иван Грен» способен перевозить всю современную боевую технику РФ, так как при его разработке и постройке были учтены не только требования морской пехоты, но и обычных сухопутных войск.

Улучшение условий для жизни и работы экипажа

Особое внимание было уделено созданию максимально комфортных условий для жизни и работы экипажа судна. Предусмотрен даже большой тренажерный комплекс, предназначенный для поддержания матросов и офицерского состава в хорошей физической форме. Кроме того, именно в кораблях этой серии будет предусмотрен особый способ высадки десанта. Напомним, что в стандартных БДК производства СССР предусмотрена носовая аппарель, которая позволяла «выпускать» из чрева корабля до трех легких плавающих танков одновременно прямо в море, при условии волнения не более трех баллов.

Для береговой выгрузки использовалась та же самая аппарель. Уклон берега при этом имеет крайне высокое значение. При нарушении рельефа старые корабли ВМФ могли «высаживать» технику только вплавь. А ведь это касается лишь легких, плавающих танков. Все более тяжелые машины при этом остаются на корабле. Используемый же в этом случае бесконтактный метод предусматривает наведение легкой понтонной переправы: такая технология традиционно используется только сухопутными войсками.

Несколько понтонов, которые выдвигаются вместо аппарели, позволяют быстро создать надежный мост, по которому пройдет даже сравнительно тяжелая бронетехника. Этот метод довольно-таки давно используется в зарубежных армиях, так как позволяет значительно расширить боевые возможности кораблей десанта.

Важные изменения и дополнения в конструкции

Еще одним важным нововведением является конструктивная возможность перевозки стандартных морских контейнеров (до 20 тонн). Что еще лучше, в силу своего бесконтактного способа десантирования корабль может доставлять эти грузы даже к совершенно неприспособленному для этого побережью. Обычным транспортным судам такое и не снилось. Общая масса перевозимого груза – вплоть до 1500 тонн. Чтобы упростить процедуру загрузки/выгрузки, на корабле установлен подъемный кран с грузоподъемностью до 16 тонн.

Сегодня говорят о возможности создания «комплектного» амфибийного катера, который будет храниться во внутреннем ангаре кораблей проекта 11711Э. Он может не только сопровождать судно, но и выполнять самостоятельные задачи. Наверняка такая возможность будет особенно привлекать спасателей, инженеров, геологов.

Необходимость в кораблях

Насколько востребован будет проект «Иван Грен»? Потребность уже такая, что производитель загружен заказами на долгие годы вперед. Когда производилась закладка первого корабля проекта, на этом мероприятии присутствовали едва ли не все первые лица государства, а также руководство всех тех предприятий, которые будут обеспечивать производство.

Как говорят сами производители, суда проекта 11711 «Иван Грен» при сохранении нынешней геополитической ситуации крайне нужны стране. Так как заказ на постройку кораблей был получен знаменитым предприятием «Янтарь», можно не сомневаться в качестве работ.

Неутешительные факты

Все бы хорошо, вот только то же самое писали журналисты в… 2004 году! Буквально несколько дней назад поступило действительно фантастическое известие: головной десантный корабль проекта 11711 наконец-то начал проходить испытания на Балтике! Прошло целых 11 лет с момента закладки до спуска на воду. Радует, что корабелы клятвенно обещают не затягивать сроки столь чудовищно при строительстве второго экземпляра (оно уже идет полным ходом). В конце нынешнего года головное судно обещают наконец-то передать флоту.

На постройку головного корабля было запланировано по четыре года, еще один корабль планируется передать флоту в течение двух лет. Известно, что первоначально флот заказал сразу пять судов данной серии, но от трех из них моряки уже успели отказаться. Впрочем, после истории со злосчастными «Мистралями» есть надежда, что количество этих кораблей все же будет увеличено, так как они крайне важны для обеспечения государственных интересов далеко за пределами страны. Наконец, сегодня уже получены сведения, что военные все же заинтересованы в постройке всей серии (до семи судов), но окончательное решение будет принято только после прохождения всех испытаний флагманом.

Быть или не быть?

Наконец, проскальзывали сведения, что в следующем году решено приступить к строительству более крупных десантных кораблей, так что, возможно, флот все же ограничится только двумя судами. В любом случае проекты больших десантных кораблей нового поколения уже есть, так что можно рассчитывать, что это не пустопорожние разговоры. В любом случае «Грен» - проект интересный, и необходимость в нем действительно очень велика.

Специалистов решение военных о сокращении «поголовья» этих судов вообще приводит в тупик: ведь они рассчитывались в том числе и на возможность перевозки морской пехоты по внутренним рекам, что является крайне важной особенностью при проведении локальных операций. Двух кораблей для этого будет явно мало!

Из-за чего срывались сроки?

Не стоит обвинять во всем один только «Янтарь». Во-первых, корабелов преследовала нехватка финансирования. Во-вторых, впервые спецификация по проекту была предоставлена заказчиком еще в 2003 году, но с тех пор в облик и конструкцию корабля постоянно вносились правки, что не могло не сказаться на скорости выполнения работ. Так, в 2005 году были представлены обновленные спецификации, которые предполагали изменения практически во всех узлах. И такое случалось еще не раз.

Импорт как источник проблем

Основная проблема всего проекта - большое количество импортных комплектующих. В свете последних событий от них требуется срочно отказаться и заменить отечественными. А потому инженеры и сегодня продолжают дорабатывать многострадальный проект. В принципе, все требуемые компоненты уже были поставлены ранее, так что сложности ожидаются только со вторым кораблем. Но сложности эти немалые.

Судно нуждается в замене большого количества импортных комплектующих, которые изначально предусматривались спецификациями. Так, уже возникли немалые сложности с выбором систем очистки и опреснения воды. Впрочем, производители говорят, что у отечественных компаний есть опыт производства такого рода комплектующих, так что вопрос опять-таки утыкается в бюджет. Надежд прибавляет и то, что второй корабль уже будут строить по проверенной схеме, а не с нуля. Уже заложены несколько секций корпуса.

Вообще, «корень зла» этого проекта в том, что после развала Союза внезапно оказалось, что едва ли не все предприятия, которые производили комплектующие для кораблестроения, оказались за границей. В частности, на украинской территории.

Основные технические характеристики проекта

  • Предполагаемое водоизмещение – до пяти тысяч тонн.
  • Длина – 120 метров.
  • Максимальная ширина – 16,5 метра.
  • Предполагаемая осадка – 3,6 м.
  • Тип силовой установки – дизельная.
  • Максимальная скорость полного хода – 18 узлов.
  • Предполагаемая численность экипажа – около ста человек.

Каким же вооружением сможет похвастать десантный корабль «Иван Грен»? Вот его предполагаемый перечень (пока известно далеко не все):

  • Две установки А-215 "Град-М".
  • Артиллерия. Одна 76-мм автоматическая установка АК-176М и две АК-630М (калибр 30 мм, автоматические).
  • На корабле может базироваться один противолодочный вертолет Ка-29.
  • Вместимость десантных отсеков – до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

В настоящий момент флагман полным ходом проходит окончательные проверки, находясь на завершающей стадии постройки. Из-за этого большая часть вооружений на его борту еще не смонтирована, так что об окончательном облике корабля и его вооруженности пока что судить рано. Надеемся, что к концу этого года мы все же увидим «Грена» в полной боеготовности.

Комментарии