Картина В. Д. Поленова «Московский дворик». Да Москва ли это?
Кто может узнать Москву, современный мегаполис с двенадцатимиллионным населением (это только официальные данные, а фактически приближается к двадцати миллионам), высотками, метро, аквапарками, широкими автомагистралями, на которых все равно не вмещается весь автотранспорт, огромными торговыми центрами, в этом уютном тишайшем уголке? Да и где он? Осталась только картина В.Д. Поленова «Московский дворик».
Живописец
Василий Дмитриевич родился под воздушным знаком зодиака Близнецы. Это значит, что он обладал характером легким (не путать с легковесным), подвижным, мобильным, приветливым. Поленов был дворянином, сыном археолога и библиографа. Свои способности к рисованию получил от матери. Москва, изображенная на картине, тогда была маленькая, умещалась в основном внутри Садового Кольца.
Сомнения и колебания
Василий Дмитриевич Поленов поначалу колебался: он получает диплом юриста и занимается музыкой. Примерно к тридцати годам он вполне определяется как художник. На стажировке в Париже Поленов получает звание академика. Потом художник едет в Италию. Рим ему показался мертвым городом, зато Поленов влюбился в Венецию и на подлинниках учился у Паоло Веронезе. Именно за границей он начинает понимать, что он – пейзажист. И одна из первых вещей, написанных в России по возвращении – картина (В.Д. Поленова) «Московский дворик».
На выставке передвижников
Жители этого дворика слились с природой. Они живут тихо и естественно. Стиль жизни отнюдь не столичный. От домишек с ведром к колодцу идет не спеша женщина. У сарая роются, выискивая червячков, куры. Пока еще стоит, но, наверное, скоро тронется в путь лошадь, запряженная в телегу. Все выше поднимается солнце, а значит, пора отправляться по будничным делам. Все это картина В.Д. Поленова «Московский дворик» рассказывает поэтично с элегическими нотками. Празднично выделяется белый двухэтажный особнячок, освещенный солнцем, а рядом из-за забора выглядывает сочная зелень деревьев. Над всем этим мирно голубеет небо с белыми легкими облаками.
Когда в Москве не было еще и миллиона жителей, в 1878 легко и быстро была создана эта картина. Она была продемонстрирована на выставке передвижников. Художник очень переживал, что в его картине нет никакой идейной направленности, показа быта угнетенных людей. Но живет по-прежнему и в наши дни своим неторопливым простым бытом картина В.Д. Поленова «Московский дворик». Сочинение должно отразить личное отношение к жизни москвичей более ста лет назад и к доброжелательному взгляду художника, откровенно любующегося этой жизнью.