Летчица Марина Раскова, Герой Советского Союза. Биография, награды

В ряду женщин, ставших Героями Советского Союза, имя Марины Расковой стоит особняком. Она одной из первых получила "Золотую звезду". Кроме того, эта женщина была награждена двумя орденами Ленина, а также орденом Отечественной войны первой степени (посмертно, в 1944 году).

Марина Раскова - известный штурман, более 6 тыс. км пролетевший через тайгу. Ее самолет совершил уникальную посадку на болота. Марина Раскова - это и легендарный майор, работавший в особом отделе НКВД. Она сформировала авиагруппу, состоявшую из 3-х женских авиаполков: истребительного (586-го), бомбардировочного (587-го) и ночного бомбардировочного (588-го). Отважных девушек из 588-го полка больше всего боялся противник. Он наделил их прозвищем "ночные ведьмы". Увидеть День Победы, однако, Марине Расковой не довелось. Так внезапно оборвалась ее жизнь...

Марина Раскова: биография

Марина Михайловна родилась в Москве 28 марта 1912 г. Отец ее - Михаил Дмитриевич Малинин, антрепренер, артист оперы (баритон), вокальный педагог. Мать Марины - Анна Спиридоновна (девичья фамилия Любатович). Она работала с 1905 по 1932 г. учителем средней школы в Вязьме, Торжке и Москве. После выхода на пенсию Анна Спиридоновна жила в семье своей дочери Марины Михайловны.

Обучение в школе, работа лаборанткой

Будущая великая летчица и "крестная мать" ночной бомбардировочной авиации СССР окончила семилетнюю школу, обучаясь попутно в консерватории (детском отделении). Марина унаследовала музыкальный талант от отца, преподавателя пения. Ей пророчили будущее оперной певицы. Однако Марине Михайловне не суждено было стать артисткой: отец умер, и для того, чтобы прокормить мать, брата и себя, Марина была вынуждена устроиться в 17 лет лаборанткой. Она работала на Бутырском химическом заводе.

Создание семьи

Будущая летчица Марина Раскова в 1929 году (в апреле) вышла замуж - супругом ее стал инженер лаборатории этого завода Расков Сергей Иванович. В семье через год родилась дочь Таня. Из-за рождения дочери Марина прервала до октября 1931 года свою работу. В октябре 1935 года она развелась с мужем.

Работа в аэронавигационной лаборатории

В 1932 году Марина Раскова сменила работу, устроившись в аэронавигационную лабораторию чертежницей (Военно-воздушная академия РККА им. Жуковского). Марина оказалась здесь в совершенно другом мире. Дополнительной обязанностью ее было приносить сложные приборы на лекции - секстанты, аэротермометры, манометры. Одни названия всех этих аппаратов чего стоили, а принципы их действия для юной девушки были сначала и вовсе непостижимыми. Однако Раскова со временем разобралась в предназначении всех этих приборов - по работе ей приходилось присутствовать вместе со слушателями академии на многих практических занятиях и лекциях.

Изучение книг, успешная сдача экзаменов

Летное дело в 1930 годы стало в СССР модным увлечением, можно сказать даже романтическим. Еще не были совершены подвиги Георгием Байдуковым и Валерием Чкаловым, однако молодежь все активнее интересовалась авиамоделями и планерами. Марину Михайловну увлекла аэронавигация, хотя в то время мало кто мог предположить, что эту 20-летнюю девушку ждет связанное с полетами будущее.

Марина Раскова, как прилежная студентка, одну за другой изучала книги о мастерстве штурмана. Подогреваемая любопытством, она штудировала и сопутствующие науки: физику, высшую математику, астрономию, радиотехнику, метеорологию и многие другие. Александр Васильевич Беляков, преподаватель академии, заметил способную сотрудницу. В то время он имел уже квалификацию штурмана. Александр Васильевич начал помогать Расковой. На основе приобретенных знаний, без его протекции, Раскова Марина Михайловна с блеском сдала экзамены. Она стала женщиной-штурманом, первой в отечественной военной авиации. При этом Раскова еще во время обучения осуществила сложную исследовательскую работу.

Проведение фотосъемки и описание побережья

На Черном море в те годы прокладывалась пассажирская гидроавиалиния в направлении Одесса - Батуми. Сведения об условиях этой местности были очень нужны инженерам. Марине Михайловне было поручено провести фотосъемку, а также описать отрезки будущей трассы. Марине приходилось летать иногда по 7 часов в день, часто в сложных условиях, когда море штормило. Девушка тщательно изучила крымское и кавказское побережье, акваторию Азовского моря. Полученные результаты доказали всем, что Марина Раскова, женщина-летчик, стала отличным штурманом. Ее назначили инструктором аэронавигационной лаборатории после экзаменов. А затем девушка стала преподавать в родной академии штурманское дело. И это в возрасте 22-х лет.

Работа преподавателем

Раскова Марина Михайловна, всегда опрятная, в изящной форме и синем берете, проводила занятия для старших офицеров. Маститых сухопутных вояк она обучала тактике воздушного боя и основам летного дела. Также Марина вела и практику, на тренировках совершая на тяжелом бомбардировщике ТБ-3 до 50-ти заходов на цель во время одного полета! У курсантов кружилась голова, но Марина чувствовала себя отлично. Казалось, что эту отважную девушку звало небо, и однажды Марине представился шанс стать пилотом. И какой шанс! Начальник академии лично обратился к ней. Он захотел вознаградить Раскову за подготовку штурманов. Тогда Марина Михайловна попросила обучить ее управлению самолетом...

Проведение Первомайских воздушных парадов

Мечта сбылась! В Тушино, в Центральном аэроклубе, Марина окончила школу пилотов. Вскоре ей было поручено очень ответственное дело: подготовка в столице Первомайских воздушных парадов. Следует ли говорить о том, что все они были проведены на "отлично". Марина Раскова каждый раз лично вела за штурвалом строй самолетов, торжественно проходивший над Москвой в праздничный день.

Газеты писали о Марине Расковой, вся Москва знала ее имя. Марина Михайловна стала консультантом НКВД, а затем и уполномоченным особого отдела. Она принимала участие в дальних перелетах, устанавливая рекорды и даже генералов авиации удивляя своими полетами. Однако главная слава Расковой, всесоюзная, была еще впереди.

Мировой рекорд

Марина Раскова в 1938 году совершила в составе экипажа АНТ-37 "Родина" беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток, под крылом оставив более 6,4 тыс. км. Кроме Марины Михайловны, на борту самолета находились Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Все они были удостоены впоследствии званий Героя Советского Союза. Этим полетом был поставлен женский мировой рекорд дальности: самолет преодолел по прямой 5908 км, а следуя по курсу - и все 6450 км. Однако этот уникальный рейс окончился отнюдь не штатной посадкой...

Прибыв на Дальний Восток, самолет АНТ-37 упал в лесные болота, находящиеся под Хабаровском, недалеко от поселка Керби. При этом Раскова была вынуждена прыгнуть с парашютом в осеннюю тайгу. Оставшись с револьвером, ножом и небольшим запасом продуктов, превозмогая холод, 26-летняя девушка добиралась до напарниц 10 дней, отпугивая медведей и рысей, питаясь ягодами и ночуя на деревьях.

Марина Михайловна Раскова выстояла, ей удалось дойти. Во все советские газеты попала эта история. Москва встречала как героев смелых девушек, с них начали брать пример. Марина Раскова провела недолгое время в больнице, написав там книгу, которую она назвала "Записки штурмана". Великая Отечественная война началась через несколько лет.

Создание женской боевой части

Герой Советского Союза, штурман и пилот Марина Раскова летом 1941 года принялась добиваться разрешения на создание женской боевой части. Ей пришлось даже использовать личные контакты со Сталиным и свое положение для того, чтобы добиться этого разрешения. Тысячи представительниц прекрасного пола нашей страны поддержали ее. Многие девушки стремились попасть на фронт и изгнать с территории родины немецких захватчиков. Получив разрешение, Марина приступила к созданию этих эскадрилий. Марина Раскова по всей стране искала воспитанниц аэроклубов и летных школ. Да и среди не летчиц были желающие бить немцев в небе. Пилотами, конечно, становились далеко не все, однако особенностью полков Марины Михайловны стал исключительно женский состав. Все были женщинами - от пилотов и командира до поваров и техников.

Под руководством Марины Расковой были созданы 586-й, 587-й и 588-й полки. Майор Раскова вскоре была назначена командиром бомбардировочного полка (587-го). Она лично выполнила множество заданий. Однако долгожданную победу не увидела Марина Михайловна. За два года до окончания войны погибла Марина Михайловна Раскова. Биография, награды и достижения этой женщины - все это и по сей день интересует многих наших соотечественников. Память о ней до сих пор жива. Нам остается рассказать лишь о том, как погибла Марина Раскова и где она была похоронена.

Гибель Марины Расковой

Марина Михайловна погибла неподалеку от Саратова (район села Михайловка) 4 января 1943 г. Самолет ее разбился, попав в сложные метеоусловия, когда вылетел на фронт, туда, где дислоцировалась новая эскадрилья. Вероятно, еще многое сделала бы для нашей страны Марина Михайловна, если бы внезапной смертью не оборвалась ее биография.

Марина Раскова сначала была похоронена в саратовском парке Липки, на детской площадке. Затем она была перезахоронена здесь же, на цветочной аллее, после чего - на Воскресенском кладбище города Саратова. Герой Советского Союза Раскова Марина Михайловна после смерти была кремирована. Урна с ее прахом была перевезена в Москву. Сегодня останки этой великой летчицы покоятся у Кремлевской стены на Красной площади столицы. Подвиги Марины Расковой, совершенные в мирное время, уже долгие годы остаются примером для многих летчиков нашей страны.

Комментарии
Я думаю, для Вас будет интересным... 14 февраля 2019 года исполнилось бы 100 лет ПАШКЕВИЧ Марии Семеновне, воистину Легенде Нашей Авиации. Ее ФОТО и некоторый материал можно найти в "Яндексе". Последние годы своей жизни Она провела в Ставрополе и скончалась 7 февраля 2012 года, не дожив недели до 93 лет. Фото Марии Семеновны, сделанное Мною на Юбилей - 90, можно найти в "Одноклассниках" и в "Facebook". Жду Вашего Ответа