Международные трибуналы, их деятельность и уставы
Международные трибуналы в международном праве выступают в качестве инстанций, уполномоченных на рассмотрение особых дел. Такие учреждения формируются и функционируют в соответствии с мировыми соглашениями или, как правило, согласно акту СБ ООН. Рассмотрим далее подробно, что собой представляют международные трибуналы.
Международный уголовный суд по делу лидеров фашистской Германии
Он является одним из двух уполномоченных учреждений, которые в полной мере выполнили свои задачи. Эти международные трибуналы функционировали после Второй мировой. Первый был сформирован в соответствии с соглашением между правительствами России, Франции, Великобритании и Америки, подписанным 8 августа 1945 года. В его задачи входило рассмотрение дела и принятие решения в отношении военных и государственных деятелей гитлеровской Германии. Порядок его создания, компетенция и юрисдикция были определены в Уставе, приложенном к соглашению.
Состав учреждения
Международные суды и трибуналы формируются из представителей разных стран. Созданная в августе 1945 года инстанция состояла из четырех членов и такого же количества заместителей - по одному от страны-участницы соглашения. Кроме этого, от каждого государства был направлен собственный главный обвинитель и прочие должностные лица. Для подсудимых предполагались процессуальные гарантии, в числе которых предоставление защитников. Главные обвинители исполняли обязанности как самостоятельно, так и совместно друг с другом.
Полномочия
Их определяют Уставы международных трибуналов. Что касается первой организации, то в круг полномочий входило рассмотрение:
- Преступлений против мира (подготовка, планирование, ведение войны в нарушение соглашений).
- Военные нарушения (действия вопреки законам или обычаям войны).
- Преступлений против человечности (убийства, ссылка, порабощение, истребление и прочие жестокости в отношении мирных граждан).
Период работы
Первый трибунал был сформирован для ведения неограниченного количества процессов. В качестве постоянного места нахождения стал Берлин. В нем было проведено первое заседание в начале октября 1945 г. Работа организации ограничилась на практике Нюрнбергским процессом. Он проходил с 20 ноября 1945-го по 1 октября 1946-го. Уставом и Регламентом был определен порядок судебного разбирательства и заседаний. В качестве наказания для виновных предполагалась смертная казнь или заключение. Приговор, который вынесли члены трибунала, считался окончательным. Он не подлежал пересмотру и реализовывался в соответствии с приказом Контрольного совета Германии. Этот орган был единственным институтом, уполномоченным изменить решение и рассмотреть ходатайства о помиловании осужденных.
После отклонения заявлений виновных, приговоренных к смертной казни, приговор был исполнен в ночь на 16 октября 1946-го. 11 декабря того же года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи, которой подтверждались международные правовые принципы, реализованные в Уставе этого трибунала и его приговоре.
Токийский процесс
Второй трибунал был сформирован для суда над японскими преступниками. В его состав вошли представители одиннадцати стран. Главный обвинитель был назначен главнокомандующим оккупационными силами Японии. Им стал представитель США. Все остальные государства назначили дополнительных обвинителей. Процесс проходил с 3 мая 1946-го по 12 ноября 1948-го. Завершился трибунал обвинительным приговором.
Ситуация сегодня
В Конвенциях о геноциде и апартеиде была зафиксирована потенциальная возможность формировать новые международные судебные трибуналы. Например, в одном из таких актов определено, что дела обвиняемых в геноциде должны рассматриваться на территории страны, где он был осуществлен, уполномоченными инстанциями. Ими могут быть как внутренние организации, так и международные трибуналы. В настоящее время обсуждается вопрос о создании одного постоянного органа, который рассматривал бы преступления мирового масштаба.
Деятельность международных трибуналов, рассмотренных выше, была ограничена пространственными и временными рамками. Если будет создан постоянно действующий орган, то у него не должно быть таких ограничений.
Юрисдикция постоянной инстанции
Этой проблемой в течение последних лет занималась Комиссия при ООН по поручению Генеральной Ассамблеи. К настоящему моменту подготовлены рекомендации, касающиеся учреждения постоянного органа на основании многостороннего договора в виде статута (Устава). В полномочия инстанции предположительно должно входить рассмотрение дел относительно граждан. Однако в перспективе предусмотрено распространение компетенции и на государства.
Как и прежние международные трибуналы, постоянный орган должен рассматривать преступления против безопасности человечества и мира и прочие аналогичные деяния, которые включены в категорию "транснациональные". Из этого следует, что юрисдикция инстанции должна связываться с соответствующими мировыми Конвенциями.
По мнению ряда специалистов, преобладающей точкой зрения в вопросе компетенции следует считать ту, в соответствии с которой полномочия органа должны ограничиваться рассмотрением таких деяний, как геноцид, агрессия, преступления против человечности и безопасности мирного населения. Единственно приемлемым признается включение в Устав четких формулировок деяний и наказаний за каждое из них. В качестве основных санкций должно предусматриваться заключение на конкретный срок либо пожизненно. Вопрос, касающийся применения смертной казни, остается сегодня дискуссионным.
Структура
Предыдущие международные трибуналы состояли из представителей стран-участниц соответствующих соглашений. Состав инстанций был различным. В случае формирования постоянного органа в него предположительно войдут председатель с заместителями и президиум. Последний будет исполнять как административные, так и судебные функции. Что касается непосредственного рассмотрения дел, а также вынесения приговоров, то эти задачи предполагается возложить на соответствующие палаты. Предположительно, деятельность будет осуществляться в двух направлениях:
- Самостоятельное расследование. Оно будет проводиться от имени мирового сообщества в соответствующих странах.
- Расследование в рамках через уполномоченные национальные органы.
Югославский процесс
В 1993 году, 25 мая, СБ ООН принял резолюцию. В соответствии с ней был учрежден международный трибунал для преследования виновных в нарушении гуманитарного права в бывшей Югославии. На территории этой страны развязался конфликт, ставший трагическим для населения. При формировании инстанции был утвержден Устав. В нем определена юрисдикция органа относительно лиц, которые совершат нарушения положений Женевских конвенций и прочих норм. В числе таких деяний - умышленное причинение страданий или убийства, бесчеловечное обращение и пытки, взятие граждан в заложники, незаконная депортация, использование специального вооружения, геноцид и так далее.
Состав организации
В этом трибунале 11 независимых судей. Они направляются государствами и избираются Генеральной Ассамблеей на 4 года. Список предоставляет Совет Безопасности ООН. Как и прежние международные трибуналы, в этой инстанции также присутствует обвинитель. В мае 1997-го был избран новый состав. В структуре этого трибунала действуют 2 судебные и 1 апелляционная камеры. В первых работает по три, а во второй - пять уполномоченных лиц. Находится организация в Гааге. В Уставе регламентированы процедуры рассмотрения дел, составления обвинительных приговоров. В нем также установлены права подозреваемых и обвиняемых, в том числе на защиту.