Разноплановые актеры. «Нимфоманка» - главная провокация Ларса фон Триера
Очередной провокационный фильм «Нимфоманка» знаменитого датчанина Ларса фон Триера выстроен на откровенных шаблонах, осмысление и сочетание которых делает его творение оригинальным. С легкой руки создателя все перемешалось в мире, в который приглашает «Нимфоманка»: актеры и роли, отношения между автором и персонажами, мужчинами и женщинами, докторами и пациентами, рыбками и рыбаками, фантазиями и реальностью.
Игра со зрителями
В своем детище Триер смело экспериментирует со смешением киножанров, специально разбивая сюжетное повествование на отдельные главы, он снимает их, применяя разные техники: первую – как настоящую мелодраму, следующую – как комедию, иную – практически как издевательство и насмешку над аудиторией зрителей. Порой задумку режиссера не могли предугадать даже актеры. «Нимфоманка» - сложнейший проект в современной киноиндустрии. Но к заключительному эпизоду, моменту финальных титров из всей сумятицы проявляется истинный шедевр, смелое и мощное полотно.
Сюжет и актеры
«Нимфоманка» начинается с того, что некий немолодой мужчина Селигман (Стеллан Скарсгард) отправляется в магазин за покупками. Случайно он в подворотне находит лежащую практически в бессознательном состоянии избитую молодую женщину (Шарлотта Генсбур). Поскольку та умоляет героя не вызывать ни скорую, ни полицию, он отводит незнакомку к себе домой, укладывает в кровать и пытается отпоить горячим чаем. Девушка представляется Джо и соглашается поведать сердобольному мужчине, как докатилась до такой жизни. Актеры фильма «Нимфоманка» авторитетно заявляют, что воспоминания главной героини и составляют основу структуры первой части картины. Сюжет включает рассказ о жизни, начиная от детства и юности до первого сексуального опыта и четкого графика посещения разнообразных партнеров-любовников, щедро разбавленного играми с незнакомцами в подъезде. Романтическая линия проскальзывает достаточно ненавязчиво, представляя собой томление по единственному мужчине, которому, как ни странно, удалось ускользнуть от героини. В фильме меняются с хронометражем не только эпизоды, но и актеры. «Нимфоманка» особенна тем, что Шарлотта Генсбур на протяжении картины остается сугубо рассказчицей, а в роли молодой героини выступает актриса-дебютантка Стэйси Мартин. Роль отца исполнил Кристиан Слейтер. Первого партнера и последнего в этой части сыграл Шайя Лабаф. Ну а слушателя, комментатора, специалиста по классической музыке, высшей математике и рыбалке – упомянутый выше Скарсгард.
Исполнители главных и эпизодических ролей
Шарлотта Генсбур – англо-французская актриса, автор песен и певица, неотъемлемая участница практически каждого фильма Триера, Джо (в среднем возрасте) хороша и выразительна. Ее глаза будто кладезь страданий и мудрости. Свою актерскую карьеру она начала во Франции, исполнив роль дочери Катрин Денев в фильме «Слова и музыка», одновременно участвуя в съемках видеоклипа своего отца Сержа Генсбура. Многообещающая исполнительница вскоре получила премию французского кинематографа «Сезар», а в 1990 году купалась в лучах международной славы после участия в фильме «Цементный сад».
Софи Кеннеди Кларк —шотландская актриса - главная героиня Джо в молодости, очень сексапильна и желанна, что соответствует задумке автора. 2010 год стал дебютным для молодого дарования, а в 2013 она стала обладательницей престижной премии и статуса «Самая стильная женщина». Кинокритики признали ее талант и вручили премию «лучшая актриса» за воплощение персонажа из фильма «Филомена».
Шайя Лабеф — американский актер, знакомый зрителю по триллеру «Паранойя» (2007) и блокбастерам «Трансформеры» (3 части). Настоящая восходящая звезда. Его Джером в «Нимфоманке» элегантен, но довольно зауряден, терпелив.
Джейми Белл — английский киноактер, исполнил в фильме роль жесткого садиста. Профессионально занимался балетом и чечеткой. Актер-дебютант имеет ряд престижных наград. 2005 год для Джейми является поистине звездным, в прокат вышло сразу три киноленты с его участием. Все сыгранные им персонажи получают положительные оценки критиков, что укрепляет репутацию актера. В картине «Нимфоманка» его персонаж представлен злом явным, а вот зло скрытое воплотил персонаж Жана-Марка Барра, который сыграл скрытого педофила.
Жан-Марк Барр – французский актер. В кино и театре работает с 80-х годов. Но на формирование творческой индивидуальности Барра сильнейшее влияние оказало продолжительное сотрудничество с Ларсом. Он уже снимался в его картинах: «Рассекая волны», «Европа», «Танцующая в темноте».
Обязательно стоит отметить исполнителей второстепенных ролей - Конни Нильсен, Уиллема Дефо (известного по фильму «Антихрист»), Уму Турман (музу Тарантино) и Удо Кира.
Авторское повествование
Во время просмотра картины первым, на что обращают внимание зрители, является использование проверенного литературного приема, когда авторское повествование то и дело перебивается рассказами отдельных героев, причем относящимися к событиям прошлого. Этот способ подачи материала посчитали лучшим участвовавшие в съемках актеры. «Нимфоманка» имеет проверенное строение: иллюстрированный флэшбэками рассказ о сексуальных похождениях главной героини то и дело прерывается комментариями слушателя. Кроме этого, в повествование с завидной периодичностью вмешивается сам создатель, то умышленно иронически разделяя исповедь героини на главы с названиями, то разбрасывая по всему экрану печатные титры, то демонстрируя невесть откуда взявшийся клев рыбы, то указывая на всяческие отсылки. Все эти авторские проделки похожи на постмодернистскую игру, которой Триер дает понять смотрящему, что не стоит воспринимать происходящее на экране однозначно серьезно. При том все же умудряется добиться сугубо драматического эффекта в эпизоде кончины отца главной героини и вызвать истерический хохот в ошеломляющей сцене с Умой Турман.
Между первой и второй
Не случайно фильм был разделен на две равнозначные части, ведь зрителю сделать какие-либо выводы после ознакомления с первой, не посмотрев второй, было бы по меньшей мере глупо. Но небольшой промежуток между выходом в прокат первой и второй части был оправдан отнюдь не продюсерскими, а исключительно эстетическими соображениями. Первый эпизод запустил механизмы воображения зрителя, достаточно мощно его спровоцировал, гораздо сильнее, чем это делается в «мыльных операх», авторы которых традиционно заканчивают внутренние серии порой без видимой на то причины крутыми поворотами сюжета.
Роман с продолжением
«Нимфоманка. Часть 2» (актеры: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Шайа ЛаБаф, Джейми Белл, Стэйси Мартин, Уиллем Дефо, Миа Гот) – продолжение первой части, в котором животрепещущая история о растраченных и потерянных чувствах подходит к своему финалу. Начинается повествование второго эпизода с попытки главной героини Джо (которую теперь играет Шарлотта Генсбур, а не дебютантка Стейси Мартин) поставить семейную жизнь выше своих сексуальных приключений. Она честно пытается остепениться, разрывает отношения со всеми любовниками, вступает в гражданский брак с Джеромом (Шайя Лабаф), у них рождается ребенок – сын Марсель. Но такой жизненный уклад не для Джо. Вскоре она вновь пускается во все тяжкие, в итоге под руководством мафиози (Уилль Дэфо) становится преступницей.
Эту провокационную сказку, притчу для взрослых многие современные кинокритики окрестили просвещенческим романом-воспитанием. Он раздражает, злит, веселит, будоражит и пугает, вызывает массу эмоций, в которой нет места спокойствию и уюту. А чего еще можно было ожидать от Ларса фон Триера?