Фильмы Ларса фон Триера

Этот скандально известный и эпатажный режиссер признался, что, работая над сценариями своих фильмов, получает доступ в параллельный мир, принимая наркотики и выпивая бутылку водки в день. Именно в измененном состоянии он работает весьма плодотворно, а идеи не покидают его голову.

Правда, он пытается завязать с негативными привычками, опасаясь, что после этого в нем «умрет художник», а делать «дрянные фильмы» он не привык. Но как только режиссер приступает к съемкам нового фильма, он вновь начинает пить, объясняя, что это слишком ответственная работа, а алкоголь снимает все волнения и переживания. Сегодня наш разговор пойдет о сложных для восприятия зрителя фильмах Ларса фон Триера, называющего себя самым лучшим в мире режиссером.

Мечта о гениальном кино

Родившийся в 1956 году создатель неоднозначных фильмов с детства бунтовал против системы, он даже не окончил школы, выступая против ее авторитарности. Ища себя, Ларс монтирует видеоматериалы в ассоциации кинематографистов-любителей, отснятые им лично. Юноша мечтал создать гениальное кино, ориентируясь на Тарковского и Бергмана, и встать с ними на один уровень.

Изначально большую известность Ларсу приносит работа на датском телевидении. В 1994 году зрители буквально прилипают к экранам, на которых идет увлекательный сериал «Королевство», повествующий о странных паранормальных явлениях.

Ларс фон Триер, фильмография которого включает 35 режиссерских и 13 актерских работ, понимает для себя, что гораздо важнее особой кинотехники хороший сюжет и отличные артисты, искренне передающие переживания персонажей. Он становится лидером движения Dogme 95, борющегося за отмену неестественной красоты и лицемерия в кино.

«Танцующая в темноте»

Музыкальная драма, принесшая ему заслуженный приз - «Золотую пальмовую ветвь» - в 2000 году, была полностью снята при помощи цифрового оборудования, дабы у зрителя создавалось впечатление полной документальности происходящего. В «Танцующей в темноте» снималась певица Бьорк, ставшая жертвой особой требовательности режиссера Ларса фон Триера. Он пытался добиться максимальной правдоподобности от непрофессиональной актрисы и доводил ее до нервных срывов, в результате которых она со скандалом неоднократно покидала площадку.

Бьорк, игру которой оценило жюри Каннского фестиваля, призналась, что в момент убийства человека в кадре она ощущала себя настоящей преступницей. Певицу не вдохновил опыт работы с режиссером, и она зареклась держаться от кино подальше.

«Догвилль»

Надо отметить, что тяжелый характер Ларса фон Триера проявляется во время съемок. Ходят настоящие легенды о том, как режиссер доводит актеров до нервного истощения, а многие даже собирались подавать на него в суд за эпизоды, которые он обещал никогда никому не показывать, но включил в свою картину. Все актрисы вспоминают про сложности в работе с гениальным мастером.

Не стала исключением и Николь Кидман, снявшаяся в экспериментальной ленте «Догвилль». Ларс фон Триер надеялся на повторение успеха, однако противоречивую ленту проигнорировали в Каннах. Актриса сравнивала свое нахождение на съемочной площадке с ночным кошмаром, не всегда понимая, что же творится в голове требовательного режиссера. Известно о страшных ссорах во время работы над лентой, когда Кидман впадала в неистовство, споря по каждому эпизоду.

Неудивительно, что после столь жарких выяснений отношений актриса, так же как и Бьорк, отказалась сниматься в дальнейшем у Ларса фон Триера, хотя он и предлагал ей еще раз поработать вместе. Фильм, повествующий о людском двуличии и бессердечии, ставит под сомнение христианские заповеди. Жизнерадостная Грейс, ищущая спасения от мафии, терпит унижения и надругательства в Догвилле, после чего превращается в убийцу, расстреливающую всех, от кого терпела издевательства.

Лучший фильм, по мнению критиков

В фильме отсутствуют декорации и спецэффекты, а сама картина Ларса фон Триера представляла собой театральное действие, в котором улицы подписаны, а собака нарисована. Режиссер следует своей концепции, заостряя внимание зрителей на яркой игре артистов и подчеркивая в очередной раз звание отличного психолога. При малом бюджете он рассказал все, что хотел, а каждая деталь продумана им до мелочей (чего стоит одно название улицы – Вязов-стрит).

Показывая внешнюю убогость и грязь, Ларс намекает о внутреннем мире на первый взгляд дружелюбных и порядочных 15 жителей города, превращающихся в настоящих подонков. Критики считают самым лучшим творением маститого режиссера именно «Догвилль». Ларс фон Триер признался, что сюжет ленты написал менее чем за 2 недели, находясь в состоянии сильнейшего опьянения.

«Антихрист»

Однако режиссер уверен, что лучшее произведение в его карьере – это «Антихрист», представленный на Каннском фестивале в 2009 году. Кинокритики же, присутствовавшие на премьере, встретили фильм свистом и глумливыми комментариями, назвав его женоненавистническим и оскорбительным для зрителей.

Часто доводящий актеров до нервных срывов своим желанием все контролировать, и сам оказался в глубокой депрессии мятежный Ларс фон Триер. «Антихрист», по признанию самого режиссера, вытянул его из бездны, в которую он успел погрузиться, назвав ленту своим лекарством. Эпатажный датчанин даже радуется, слыша в адрес своего детища нелестные отзывы, называя их «музыкой для слуха». Он жестко отвечает, что создал психологический триллер не для кого-то, а для себя.

Муза режиссера

Фильм «Антихрист» Ларса фон Триера утверждает, что вся беда – от женщины. Она представляет собой настоящее исчадие ада, терзающее все то доброе и человеческое, что есть в этом мире. В ленте, посвященной А. Тарковскому, играет Ш. Генсбур, которую уже признали поистине героической женщиной: она участвует в трех картинах фон Триера, став его музой, в то время как другие актрисы еле выдерживали и одну совместную работу.

В «Антихристе» Шарлотта символизировала дьявольскую сущность женщины, теряющей своего ребенка и сходящей с ума от чувства вины. Она уезжает с мужем в домик, одиноко стоящий в лесной чаще, в котором начинают происходить поистине страшные вещи.

Бунтарь Ларс фон Триер, фильмография которого как нельзя лучше передает его внутреннее состояние, с 1994 года снимает по 3 минуты в день, а финальные кадры будут лишь в 2024 году. Сюжет фильма держится в секрете, и есть даже тайные распоряжения по поводу того, кто будет продолжать работу в случае смерти Ларса. Зрителям осталось ждать всего 8 лет, чтобы узнать, что же представляет собой самый загадочный проект во всем мировом кинематографе.

Комментарии