Исчадие ада – кто это? Почему мы так говорим?
Наверное, каждому из нас приходилось слышать, как о каком-то человеке - отвратительном, ужасном, совершающем мерзкие поступки, говорилось, что он – исчадие ада. Иногда даже пришедшие в отчаяние родители называют такими словами своего непослушного ребенка, хотя это уже, наверное, перебор. А почему мы так говорим? Откуда к нам пришло это выражение?
Бесы
Исчадие ада – фразеологизм этот, разумеется, религиозного происхождения. Первое слово в нем родом из старославянского языка. Исчадие – это, проще говоря, дитя. Причем речь идет о плохом, дурном и непослушном ребенке. Толковый словарь Даля дает нам понять, что это слово чаще всего употреблялось в укоризненном смысле. Его ближайшим синонимом является «выродок». Представления же об аде имеют глубокие корни даже не в христианстве, а в еще более древних религиях. Это не только и не столько место наказания в народной мифологии, сколько место жительства ужасных и отвратительных существ - бесов и Сатаны. Тех, кто когда-то были ангелами, но восстали против Бога. Таким образом, они утратили свою природу и превратились в жителей преисподней. Теперь каждый из них – это исчадие ада.
Почему они так называются?
Преисподняя довольно часто изображалась в церковном искусстве в виде всепожирающей пасти. Однако она не только глотает грешников, она еще и выбрасывает наружу ее жителей. Те расходятся по земле, чтобы множить преступления, соблазнять людей. Таким образом, адовы врата еще и порождают зло. Поэтому человек, который становится не просто грешником, а ужасным преступником – кровожадным убийцей, лжецом, садистом и так далее, именуется «исчадие ада». Таким образом, в этом слове скрыто мнение о том, что истинное место жительства такого – преисподняя, и туда ему и дорога.
Абаддон
Демон с таким именем – это самое знаменитое в мифологии и религиоведении «исчадие ада». Он присутствовал еще в иудаизме, и само это слово означает «уничтожение» или «тление». Христианские тексты превратили его в персонифицированное существо под названием «Губитель» или «Ангел бездны». Оно ведет в бой полчища саранчи и командует бесовскими духами, выпущенными гулять на свободе до Второго Пришествия Христова. Этот образ очень пришелся по вкусу писателям – от романтиков до фантастов. Падший ангел, который может раскаяться, демон войны и наказания, приближенный Темного Властелина – это еще далеко не полный перечень ипостасей Абаддона.
Переносное значение
Как обычно, в общеупотребительной лексике это выражение потеряло свой религиозный смысл, оставив моральный оттенок. Кто такие исчадия ада в нашем современном языке? Довольно часто так называют политических оппонентов, приписывая им все немыслимые плохие качества. Это один из признаков информационной войны и расчеловечивания противника. Довольно часто подобная лексика используется при этнических чистках, когда «исчадиями ада» хуту называли тутси и, наоборот, оправдывали геноцид своих врагов. В современном постсоветском пространстве аналогом этого фразеологизма служат те фразы, в которые каждый вкладывает свой смысл. Однако исторически перенос значения «выродки из преисподней» с мифологических существ на вполне реальных людей и даже их группы стал происходить в Европе в средние века. Именно тогда людей, которые думали не так, как приказывало церковное начальство, стали называть еретиками, и даже «исчадиями ада», пытаясь доказать их связь с инфернальными существами. Как правило, подобное отношение к людям приводит к насилиям и человеческим жертвам. Так что лучше никого таким образом не называть. Даже тех, кого мы считаем ужасными и неисправимыми. Ведь и у плохих людей сердце все равно остается человеческим.