Биография и фильмография Ларса фон Триера

Фильмы этого режиссера вряд ли можно назвать стандартными лидерами прокатов. Порой они настолько провокационны, что даже не выходят на большие мировые экраны, и их демонстрация ограничивается крупными фестивалями и просмотрами, так сказать, не выходя из дома.

Фильмография Ларса фон Триера отличается огромным разнообразием как в отношении манеры съемки, так и в отношении тематики, затрагиваемой в том или ином фильме. Несмотря на порой достаточно скандальные сюжеты, с режиссером охотно сотрудничают такие звезды мирового кинематографа, как Уиллем Дефо, Бьорк, Николь Кидман и Шарлотта Генсбур. Последняя, к слову, достаточно часто появляется в картинах в качестве исполнительницы главных ролей.

Происхождение режиссера

Ларс фон Триер, фильмы которого знает сегодня весь мир, родился в Копенгагене в 1956 году. Его родители были обыкновенными государственными служащими и не могли даже представить, что их сын когда-нибудь сможет настолько сильно поразить мировую общественность.

Мать будущего режиссера целиком и полностью разделяла идею свободного воспитания, бывшую на тот момент крайне популярной, и это не могло не сказаться на становлении личности мальчика. С одной стороны, Ларс фон Триер, фильмы которого часто затрагивают проблемы отношений между родителями и детьми, быстро научился самостоятельности и ответственности. С другой - он очень рано бросил среднюю школу, поскольку так и не смог сдружиться с одноклассниками и постоянно подвергался детским насмешкам по причине нестандартного поведения.

Ранние годы

По сути, фильмография Ларса фон Триера начинается в самом его детстве. Еще будучи одиннадцатилетним мальчиком, он создал свою первую режиссерскую работу. Мультипликационная лента под названием «Путешествие в Тыквенную страну» длилась всего минуту, однако для ребенка, увлекавшегося кинематографом так горячо, это стало настоящим шагом навстречу большому будущему.

Мать всецело разделяла стремление сына и поощряла тяну ребенка к камере всеми возможными способами. Именно она подарила ему свою старую камеру и постоянно приносила с работы пленки для того, чтобы будущий режиссер учился монтажу.

Первый шаг в большое кино

Фильмография Ларса фон Триера как актера началась в возрасте двенадцати лет. Тогда ему удалось получить роль в фильме Томаса Виндинга «Тайное лето». Несмотря на то что участие в съемочном процессе было неоценимым опытом, ребенка куда больше интересовала техническая сторона процесса, чего он, впрочем, никогда не скрывал.

Возможно, именно поэтому при следующем визите в студию ему доверили участие в технической составляющей съемок. Мальчику позволялось, к примеру, ставить свет и исполнять некоторую другую несложную работу организационного характера.

Стремление к серьезной работе

Продолжилась фильмография Ларса фон Триера на его первой серьезной работе. При помощи дяди (известного на тот момент документалиста) юноша, которому отказали в поступлении в Копенгагенскую школу, устроился редактором в Датский Кинофонд. Именно тогда, совмещая основную работу с любимым увлечением, он тратил каждую свободную минуту на создание собственных картин. В этот период юным энтузиастом были созданы короткометражная лента «Блаженная Менте» и картина под названием «Садовник, выращивающий орхидеи».

Именно в этот период, по сути, появился на свет режиссер Ларс фон Триер, фильмография которого насчитывает сегодня десятки самых различных работ. В частности, после завершения работы над «Садовником» юный режиссер добавил к своему имени приставку «фон», придавшую ему большей аристократичности.

Начало профессиональной карьеры

В 1983 году Ларс фон Триер успешно окончил национальную киношколу Дании, куда ему изначально не удалось даже попасть. Талант будущего режиссера развивался настолько стремительно, что лента «Картины освобождения», бывшая дипломной работой юноши, завоевала главный приз на Мюнхенском фестивале кино, что было огромным достижением для будущей звезды альтернативного кинематографа.

Ларс фон Триер, биография которого круто изменилась после окончания киношколы, вошел в большое кино с картиной «Элемент преступления», вышедшей в 1984 году и сразу же снискавшей похвалу мировых критиков кинематографа. Дебютный фильм режиссера завоевал первые места в целом ряде фестивалей, начиная от Каннского и заканчивая мероприятием в Мангейме.

Фильмы, принесшие окончательную известность

Несмотря на столь ошеломляющий дебют, по-настоящему звездными стали две следующие работы: «Эпидемия» и вышедшая четырьмя годами позже «Европа». Именно тогда режиссер Ларс фон Триер, фильмы которого имели оглушительный успех, стал известен всему миру как талантливый творец нестандартного кино.

Необычная идея

Как уже говорилось ранее, этот режиссер далеко не из тех, кто может оставить публику равнодушной - его идеи всегда отличались некоторой экстравагантностью и сложностью исполнения.

К примеру, в начале девяностых режиссер Ларс фон Триер задумал снять фильм, премьера которого должна была приходиться на 2024 год. Вся необычность ленты заключалась в том, что сниматься она должна была всего по 2 минуты в год. Несмотря на довольно глобальный замысел, к концу девяностых режиссер оставил эту затею и выпустил на общественное обозрение 24 отснятых минуты, отказавшись продолжать проект.

Настоящий триумф

Пожалуй, одной из самых значительных работ в карьере этого режиссера стал сериал под названием «Королевство», выпущенный в прокат в 1994 году. Именно тогда Ларс фон Триер, отзывы о котором были на тот момент еще не столь противоречивы, нашел не только свой собственный стиль, но и своего зрителя.

В это время вся зрительская аудитория была очарована сериалом «Твин Пикс», будоражившим воображение и захватывавшим с первых минут серии. Популярность этой работы, к которой приложил руку сам Дэвид Линч, была настолько высока, что сложно было представить себе хоть какую-нибудь конкуренцию. Именно таким конкурентом стал для «Твин Пикса» сериал «Королевство».

«Золотое сердце»

После звездной работы, принесшей режиссеру всемирную известность и бесконечные сравнения с Дэвидом Линчем, Ларс фон Триер решил взяться за более серьезный проект. Им была задумана трилогия под названием «Золотое сердце».

Несложно догадаться, что в будущих работах активно поднималась тема моральных, этических ценностей, вопросов религии и самосознания. Замысел режиссера был настолько велик и своеобразен, что поначалу мало кто верил, что его вообще удастся воплотить в реальность.

Первая часть трилогии

Ларс фон Триер, лучшие фильмы которого, несомненно входят в «Золотое сердце», никого не разочаровал. Первой работой такого формата стала картина «Рассекая волны», вышедшая на большие экраны в 1996 году.

История главной героини, исполненная трагизма и глубокого смысла, раскрывается режиссером с предельной точностью и максимальным соответствием нормам человеческого поведения в критической ситуации. Некоторые действия персонажей могут показаться несколько гиперболизированными, однако только таким образом можно было достучаться до зрителя, постепенно черствеющего под гнетом массового кинематографа и давления вечно смешащего и готового на все ради денег социума.

Главная героиня первой части трилогии так и не находит вознаграждения за все свои старания. По крайней мере, это не случается при ее жизни. Тем не менее все критики в один голос твердят о том, что никакого другого возможного исхода попросту быть не могло.

Манифест об отходе от традиционного кино

Как уже говорилось ранее, Ларс фон Триер всегда отличался довольно своеобразным взглядом на мир. Стоит ли удивляться тому, что в отношении своей профессии он повел себя соответствующим образом?

В 1995 году в Париже им был зачитан манифест «Догма-95», в котором режиссер яростно призывал отходить от шаблонного кино и творить свое собственное видение.

К этому манифесту прилагался и список из 10 правил, по которым должны были создаваться все будущие фильмы режиссера.

Второй фильм трилогии

Эта часть получила название «Идиоты» и была презентована общественности в рамках Каннского кинофестиваля в 1998 году. Идея слишком уж не вписывалась в остальные фильмы Ларса фон Триера. Отзывы на картину как никогда поражали своим разнообразием. В частности, критиков глубоко возмутило наличие излишне откровенных сцен, половой акт в которых был не симулированным, а вполне натуральным. Без внимания такое остаться просто не могло. Впервые Ларс фон Триер уехал с фестиваля, не получив наград.

Сама же история с этим фильмом стала одной из самых скандальных в тот период времени.

Завершающая работа

После, казалось бы, оглушительного провала второй картины Ларс фон Триер не оставил попыток снимать фильмы о людях с золотым сердцем. И что же? Просто оглушительный успех и всеобщее потрясение принесла совместная работа режиссера с певицей Бьорк, названная «Танцующая в темноте».

На одной площадке в период съемок были собраны довольно многие ведущие актеры, к фильму был написан оригинальный саундтрек, над которым потрудилась как сама исполнительница главной роли, так и фронтмен группы Radiohead Том Йорк.

Эта история не оставила равнодушным никого, ведь в ней поднимались самые глобальные вопросы человечества, рассматривающиеся на примере одной несчастной семьи.

Двухтысячные

Ларс фон Триер, лучшие фильмы которого, казалось бы, уже позади, не оставил своего стремления к созданию оригинальных шедевров. «Догвилль», «Мандерлей», комедия «Самый главный босс» - все это было только началом пути, все больше и больше поражающего как зрителя, так и аудиторию.

В 2009-м мир увидел ленту «Антихрист», в котором количество откровенных сцен смело могло называться рекордным, не говоря уже о теме садизма, столь смело и с такой поразительной красотой поднимаемой в этом фильме.

Ларс фон Триер, фото которого и без того украшало главные страницы киножурналов и с молниеносной скоростью распространялось в интернете, становился с каждым годом все более и более скандальной персоной. Во время премьеры фильма «Меланхолия» шутливое замечание по поводу сочувствия Гитлеру привело к возбуждению судебного дела против режиссера и большому, длительному скандалу. К счастью, это не помешало Кирстен Данст получить награду за лучшую женскую роль.

Последней работой Ларса фон Триера стала дилогия под названием «Нимфоманка», главная роль в которой снова досталась Шарлотте Генсбур. Обилие несимулированных половых актов, задействование профессиональных порно-актеров и тематика фильма в целом послужили поводом для нового скандала.

Единственным верным союзником, по словам самого режиссера, всегда была жена Ларса фон Триера, которая всегда поддерживала любые его начинания.

Сейчас же история с «Нимфоманкой» поутихла, и нам остается лишь ждать, что еще приготовит этот странный, но вместе с тем гениальный режиссер…

Комментарии