Граффити - это искусство или вандализм?

Живопись и скульптура, поражающие инсталляции, перформансы и шоу света и звука - все это сегодня воспринимается как бесспорное проявление искусства. Восприятие таких явлений целиком и полностью зависит от сознания смотрящего, степени его осведомленности в культурологических вопросах, готовности к пониманию и осознанию чего-то нового. Кому-то смелые шаги навстречу прекрасному кажутся дикими и бесполезными, кому-то - вдохновляющими и по-настоящему решительными, а кто-то относится к подобным проявлениям искусства абсолютно равнодушно.

В каждом городе земного шара можно встретить стены, на которых красуются всевозможные надписи или рисунки. Это настоящее искусство улиц, воспринимаемое некоторыми как вандализм.

От глубин человеческой истории к сегодняшнему дню

Вряд ли можно назвать секретом тот факт, что все новое — это просто-напросто хорошо забытое старое. По большому счету, надписи, находящиеся на поверхности стен, - для человечества отнюдь не ноу-хау. Вспомнить, к примеру, рисунки эпохи Палеолита, которые представители мирового археологического сообщества то и дело находят в самых разных уголках земного шара.

Конечно, в данном случае можно говорить о том, что на том этапе развития подобные проявления тяги к прекрасному имели совершенно иной смысл, однако никуда не деться от схожести в отношении физического проявления. С этой точки зрения граффити — это всего лишь небольшое наследие нашего великого прошлого.

Все зависит от трактовки

Мало кто знает, но в археологической и искусствоведческой среде этот термин используется достаточно активно, правда, имеет несколько иное значение. В сознании рядового обывателя граффити — это любой рисунок или надпись, расположенная на стене, заборе, да и, по большому счету, на любой горизонтальной или вертикальной поверхности (не будем забывать о трехмерных рисунках на асфальте, набирающих популярность по всему миру).

В историографическом же представлении термин имеет несколько иное, более глубокое и конкретное значение. В самом широком смысле граффити - это любое изображение или надпись, нанесенные на поверхность при помощи краски или, к примеру, чеканки, выцарапывания. В более же узком представлении к такого рода археологическим находкам относятся только нацарапанные изображения и буквы, что объясняется этимологическим происхождением термина. Все остальное же именуется не иначе как дипинти.

Небольшая историческая справка

Для тех, кто считает, что граффити — это исключительно проявление вандализма, следует отметить еще раз факт древности подобного явления на пути мирового развития.

Постепенно примитивные пиктограммы совершенствовались, приобретали определенное значение и нашли отражение в эпоху Античности. Искусство граффити можно встретить в древнегреческом городе Эфесе, который находится на территории современной Турции, а древним римлянам и вовсе было свойственно украшать надписями не только стены, но и статуи.

Как бы странно это ни звучало, но данный способ фиксации и передачи информации был вполне обыденным для Древней Руси. В Новгороде, Киеве и других городах сохранились сотни настенных изображений и надписей, считающихся теперь полноценными историческими памятниками. К слову, подобные явления очень много говорят современному миру о процессе развития письменности.

На стенах египетских пирамид также можно найти выцарапанные имена французских солдат, пребывавших на этой территории.

Сегодняшний день

Справедливости ради следует отметить, что все перечисленные выше исторические свидетельства можно обозначить как «граффити» в исключительно культурологическом понимании. Все эти надписи были выцарапаны на стенах храмов, на статуях и камнях, в то время как сегодня подобные вещи находят проявление исключительно при помощи краски. В наши дни граффити — это искусство улиц, это картины, нарисованные на стенах, среди которых можно порой найти по-настоящему прекрасные вещи: реплики картин Дали или оригинальные произведения, от которых просто захватывает дух.

Проблема самого общества

В таком случае, скажете вы, откуда берется столь огромное количество людей, считающих подобные манипуляции с красками исключительно вандализмом и не желающих взглянуть на вещи хоть немного иначе?

Такая точка зрения действительно довольно распространена на данный момент, и от этого никуда не деться. Все дело в том, что восприятие прекрасного — это, во-первых, вещь сугубо индивидуальная, а во-вторых, требующая основательной культурологический подготовки. Для того чтобы считать, что граффити — это искусство, необходимо иметь минимальные представления об эстетике в целом и современном ее проявлении в особенности. Касается это не только смотрящего, но и рисующего — нанесение надписи ради самой надписи, конечно же, сложно назвать шедевром. Особенно если выполнено это неаккуратно и совершенно бездумно.

Та же надпись, тем не менее, при правильной подаче может стать исключительно эстетическим объектом.

Бэнкси

Вот уж кто точно продемонстрировал миру искусство граффити. Фото работ этого художника облетели весь интернет и стали в свое время настоящей сенсацией. В частности это было подкреплено той дерзостью, с которой в уличных картинах раскрывались проблемы современного общества. Многие работы этого художника были настоящей политической сатирой. Другие — просто концептуальными рисунками, позволяющими задуматься.

Картины то и дело появлялись на стенах самых разных городов, стиль становился все более и более узнаваемым, однако личность уличного художника установить по-прежнему не удавалось. Более того — это никому не удалось и по сей день.

Для Бэнкси и таких, как он, граффити — это что-то среднее между способом самовыражения и инструментом работы с массовым сознанием, поскольку ни одной работы, не заставляющей задуматься, попросту не найти.

Политика и зарождение стрит-арта

Как ни странно, столь большой популярностью уличные картины пользуются сегодня во многом благодаря деятельности американских политических активистов, стремившихся выразить свою точку зрения любыми доступными способами.

С 1969 по 1974 г. граффити активно развивалось, появлялись новые стили, способы нанесения краски на стены, пока популярность этого вида искусства не достигла своего рода апогея. С этих пор не только улицы и подземные переходы стали пестрить «тегами», но и станции метро.

Политические лозунги постепенно стали разбавляться другими словами, начиная от цитат литературных произведений, заканчивая бранными выражениями. Пожалуй, именно в этот период вопрос: граффити — это вид искусства или вандализм, - был наиболее актуальным.

Спад популярности

Вполне естественно, что безнаказанными подобные выходки долго оставаться не могли. Из-за вспыхнувшей «эпидемии крэка» и роста количества нецензурных выражений на городских стенах правительство должно было принять меры, и постепенно они становились все более и более решительными.

Это закономерно привело к снижению популярности данного вида искусства. На долгое время оно перешло в состояние упадка.

Коммерциализация и возвращение популярности

Несмотря на то что этот вид искусства практически превратился в граффити на бумаге и не находил никакого отражения на городских стенах, всегда оставались истинные поклонники подобных современных «наскальных надписей». В городах то и дело появлялись новые картины, которые порой даже приобретали статус достопримечательности.

Довольно часто «жертвами» граффити становились стены всевозможных магазинов и торговых центров. Предприимчивые владельцы, способные оценить выгоду от подобных явлений, быстро взяли себе на заметку подобный способ привлечения покупательского внимания, и в скором времени граффити на бумаге превратились в полноценные картины, выполняемые на заказ. Для многих художников это стало в буквальном смысле способом заработка, и совершенно не удивительно, что данное явление столь хорошо вписалось в концепцию поп-арта.

Современность

На сегодняшний день граффити представляет собой преимущественно некоммерциализированное явление, однако практически в каждом городе земного шара можно найти какое-нибудь кафе или книжную лавку, оформленную в этом стиле.

Картины, размещаемые на стенах и заборах, то приобретают большую эстетичность, то сменяются надписями, имеющими исключительно политический контекст. Это зависит, в первую очередь, от ситуации в той или иной стране, уровня стабильности и благополучия населения.

Несмотря на то что сама тенденция к эстетизации определенно имеет место, в минуты народных потрясений изначальное назначение искусства граффити возвращается, и за периодом расцвета культуры уличных картин следует вынужденный упадок.

Как относиться к подобным проявлениям искусства — личное дело каждого. Кто-то предпочитает их вовсе не замечать, кто-то пишет о них гневные сообщения в личных блогах, а кто-то коллекционирует и получает удовольствие от простого созерцания свободы выражения.

Неудачно написанная надпись может испортить порой даже самое великое здание, считающееся одним из величайших архитектурных памятников, но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины…

Комментарии
Взяла эту статью для школьного проекта (надо было написать проект на свободную тему) Жаль, что в городах всё больше становится бессмысленных рисунков..
Пример граффити из нашего города 😌