Андрей Файт - советский актёр театра и кино: биография, лучшие актерские работы
Андрей Андреевич Файт – актёр театра, заслуженный артист РСФСР, народный «злодей» советского кинематографа. На его счету множество популярных кинолент, среди которых «Королевство кривых зеркал», «Бриллиантовая рука», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Он невероятный трудоголик – Андрей Андреевич работал практически до последнего дня своей жизни. А еще у него фактурная внешность, великий талант и очень непростая биография.
История семьи Фейт
Андрей Файт родился в начале прошлого столетия – в августе 1903 года – в Нижнем Новгороде. Его предками были немцы купеческого происхождения, которые иммигрировали в Россию в 1812 году. Есть мнение, что они именно бежали в начале 19-го века от Наполеоновской войны.
Отец Андрея Файта – Андрей Юльевич Фейт – был врачом. Он активно участвовал в политической жизни России, вследствие чего неоднократно подвергался арестам. Несколько раз его ссылали в Восточную Сибирь. Файт-старший был основателем организации «Группа народовольцев», работал в Комитете помощи ссыльным и заключённым по политическим статьям.
Мама Андрея Файта – Анна Николаевна – также преследовалась властями, потому как была верным помощником своего мужа. В семье помимо Андрея был еще один мальчик – брат будущего актера.
Детские и юношеские годы
В 1905 году отец Андрея Андреевича находился в очередной ссылке. Его пациенты помогли мужчине организовать побег за границу – во Францию. Жена и дети последовали за главой семейства. Первое время семья Файт обосновалась в русской колонии недалеко от Парижа, маленький Андрюша пошел там в лицей. Какое-то время они прожили во Франции, однако после Первой мировой войны возвратились в Россию.
В возрасте 15 лет Файт всерьез осознал, что его манит мир возвышенного. Он стал посещать Камерный Кружок Свободного Искусства с весьма экстравагантным названием «Ке-Ке-Си». Андрею нравились эти занятия. Там он общался с молодыми людьми, которые постигали азы живописи и театрального мастерства, занимались музыкой, увлекались поэзией. Юноша сам делал первые попытки сочинять стихи, даже выпустил небольшой сборник с названием «Каскады страсти», который небольшим тиражом в несколько десятков экземпляров разошелся на школьном вечере. Кружок «Ке-Ке-Си» периодически организовывал творческие встречи, на которые приглашались опытные деятели искусства для обмена с молодежью опытом. К слову, на одной из таких встреч присутствовал Сергей Есенин.
Студент ГИКа
Повзрослев, Андрей Файт поступил в институт инженеров Красного воздушного флота. Но справедливости ради надо сказать, что молодому Андрею Андреевичу учеба не нравилась, и его терпения хватило ровно на два курса. С 1922 года Андрей Андреевич Файт стал посещать частную студию Преображенской, параллельно учебе в которой сдал экзамены в Государственный Институт Кинематографии (ГИК).
С институтом связана довольно интересная история. В то время вуз располагался в обычной квартире и находился в привилегированном положении. Потенциальный студент имел право прийти на экзамен в середине учебного года, и в случае успешного прохождения всех испытаний мог быть с легкостью зачислен на курс. Ровно такая история и приключилась с Андреем Файтом.
Будущий актер театра и кино оказался счастливчиком – он попал на курс ко Льву Кулешову, который по сей день по праву считается основателем отечественного кинематографа. Кроме того, здесь же, в ГИКе, Андрей Андреевич познакомился со своей будущей женой – актрисой Галиной Кравченко. Правда, их семейная жизнь продлилась всего несколько лет. Позже молодые люди расстались.
«Кравчерфайт»
Учиться у Льва Кулешова было очень увлекательно. В мастерской маэстро студенты развивались во многих сферах – они занимались спортом, актёрским мастерством, работали над сюжетом игровых этюдов. Принцип обучения Кулешова был весьма любопытным – учащиеся делились на группы, каждая из которых состояла из нескольких актёров, режиссёра и оператора. В коллективе с Андреем Файтом были будущие режиссёр Юрий Леонтьев и актёры Евгений Червяков и Галина Кравченко. Ребята настолько сдружились, что их «банду» окружающие стали называть не иначе как «Кравчерфайт». Именно с них началась традиция ГИКовских «капустников».
Дебют Андрея Файта в кино ознаменовался ролью в фильме «Особняк Голубиных», который снимался на киностудии «Межрабпом-Русь» кинорежиссером Владимиром Гардиным в 1924 году. Надо сказать, что начинающий актер очень хорошо справился с первым заданием, поэтому вскоре получил еще одно предложение о съемках от того же Владимира Гардина, но уже в главной роли в киноленте «Золотой запас». Кинематограф тех лет был совсем не похож на тот, каким знает и представляет его современный обыватель. Картины 20-х годов прошлого века снимались без репетиций, актеры работали в своих собственных костюмах. Исключение составляли лишь съемки в исторических картинах (что закономерно). Для всех была абсолютно нормальной и привычной ситуация, когда актеры занимали друг у друга обувь и одежду.
В 1927 году Андрей Файт окончил Государственный Институт Кинематографии.
Военное время
Андрей Андреевич Файт был очень востребованным артистом. До войны он успел сняться во многих кинолентах, среди которых – «Болотные солдаты», «По щучьему веленью», «Высокая награда», «Минин и Пожарский», «Салават Юлаев» и другие. Помимо киносъемок, Андрей Андреевич служил в театре, и это был Театр-студия киноактёра.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и Андрея Файта эвакуировали со студией «Союздетфильм» в Сталинабад. Актеру нелегко далась эвакуация, ему многое пришлось пережить и перетерпеть в эти страшные годы войны. Однако, не теряя времени даром, продолжал развиваться в своей профессии Андрей Файт. Фильмы, в которых был занят актер, как раз и повествовали о военном времени.
Андрей Андреевич поработал в героической драме «Железный ангел», которая снималась по мотивам рассказа Николая Богданова; сыграл майора Пфуля в боевом киносборнике «Лесные братья» и «Смерть бати» кинорежиссера Шнейдера. Актер поработал над ролью дяди Степана в фильме о детях-партизанах «Учительница Карташова» Льва Кулешова. В это же время он принял участие в съемках биографического фильма «Лермонтов», рассказывающего о жизни великого поэта.
В послевоенное время Андрей Андреевич сыграл фашиста Шренка в драме Григория Александрова «Встреча на Эльбе». К слову, в этой картине состоялась дебютная отрицательная роль Любови Орловой – она была американской разведчицей.
Детское кино
Особое место в творчестве Андрея Файта занимают роли, сыгранные им в фильмах, рассчитанных на подростковую аудиторию. Конечно же, это незабываемая роль главного министра королевства Нушрока в фильме-сказке Александра Роу «Королевство кривых зеркал» – великолепно созданный образ, чистейшая актерская работа.
Очень характерной особенностью Андрея Андреевича на съемочной площадке была способность привносить в образ героя, над которым велась актерская работа, нечто новое, индивидуальное. Он мог поспорить с режиссером по поводу высказанных идей и отстоять свое мнение. Так было, например, и на съемках фильма «Волшебная лампа Алладина». После долгих дебатов и дискуссий образ злого колдуна с именем Магрибинец объединил в себе черты характера, которые предлагал и постановщик Борис Рыцарев, и артист Файт Андрей.
Актер и человек
Внешность актера Андрея Файта можно описывать, подбирая замысловатые эпитеты. Однако проще и правильнее свести описания к одному емкому слову – "фактура". Этот человек мог изобразить любую эмоцию, не произнося при этом ни слова, – выражение лица все говорило за него.
В списке его работ – не все роли первого плана, однако это далеко не главное. Мастерски сыгранные Файтом эпизоды намертво западали в душу зрителя похлеще любой главной роли иного артиста. Среди таких эпизодов можно выделить работу в фильмах «Бриллиантовая рука», «Идиот», «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Файт Андрей Андреевич умер 17 января 1976 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.