Петр Тодоровский: биография и фильмография режиссера

26 августа 1925 года в Украине, Кировоградской области (ранее Зиновьевский округ УССР), появился на свет Петр Тодоровский – талантливый режиссер, композитор, актер, сценарист и оператор.

Тодоровский – представитель военного поколения

Переживший военные годы, как и большинство представителей молодого поколения, с пехотным училищем, войной и фронтом, Петр дошел до Эльбы, был ранен и отправлен в тыл. О военном прошлом красноречиво говорят многочисленные ордена и награды. После окончания войны была служба в армии, мобилизация и непродолжительная работа на стеклотарном заводе.

В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа; за пять лет учебы снял несколько своих фильмов, которые до сегодняшних дней, к сожалению, не дошли. Тодоровский начал свою кинокарьеру с работы оператора на Одесской киностудии (до 1962 года), поэтому его дебютом полноправно считается картина «Молдавские напевы», снятая в 1955 году.

Способен на большее

В определенный момент Петр Ефимович понял, что способен творить большее. Многим режиссерам-сверстникам помог снять их фильмы (к примеру, «Два Федора» и «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева), для того, чтобы в один прекрасный момент решиться начать снимать свое кино. В 1962 году Тодоровский, вошедший в режиссуру самоучкой, снял ставший сразу успешным фильм «Никогда», работая в нем в качестве оператора и сорежиссера вместе с В. Дьяченко.

Но кинокартина «Верность», вышедшая на экраны тремя годами после, затмила все его предыдущие успехи. Это был фильм-память о Юре Никитине – сироте, светлом человеке, воспитанном детским домом, фронтовом друге Петра. Погибший от снайперской пули, он воплотил в себе молодое поколение, безжалостно выкошенное войной. За эту работу Тодоровскому достался приз Каннского кинофестиваля и ряд других престижных наград. Годы спустя повзрослевший и помудревший режиссер, глубоко понимая трагедию своего народа, называл эту работу «детским лепетом»; в более поздних фильмах военного цикла прибавилось больше драматизма, горечи и жестокости. Тодоровский, являясь самоучкой своего дела, всегда учился у более опытных товарищей и набирался от них творческой отваги, опыта и знаний; это Булат Окуджава, Марлен Хуциев, Григорий Поженян, Александр Володин.

Далее зритель увидел такие фильмы Тодоровского Петра, список которых далеко не полный:

  • «Городской романс»,
  • «Последняя жертва»,
  • «Фокусник»,
  • «Своя земля»,
  • «В день праздника».

В нескольких из них Тодоровский являлся соавтором сценария.

Любимые фильмы, снятые Тодоровским

С 1967 по 1989 годы Петр Тодоровский, фильмография которого разножанровая и многогранная, снял девять фильмов: особенных, с мягким юмором, немного оттененных печалью, со сдержанно-мужественным драматизмом и скромной поэтичностью. Тодоровский проявил необыкновенное умение работать в разных жанрах, творя человечное, жизненное, доброе кино – то, которое так любит и понимает зритель. Это лирическая комедия «Любимая женщина механика Гаврилова», мелодрама «Последняя жертва», грустная притча «Фокусник», авантюрная мелодрама «Интердевочка», сохранившая чистоту и милосердие художнического взгляда.

Актерский состав в фильмах Тодоровского

В фильмах Тодоровского играли такие замечательные актеры, как Любовь Полищук, Елена Яковлева, Наталья Андрейченко, Николай Бурляев. Пробовал сниматься и сам режиссер; в кинофильме «Был месяц май» он исполнил одну из ключевых ролей.

В 1967 году за весомый вклад в развитие киноискусства Петр Тодоровский получил звание «Заслуженного деятеля искусств Украинской ССР», в 1989 стал «Народным артистом РСФСР».

В конце столетия, после распада Советского Союза, поставил такие достойные внимания ленты, как «Анкор, еще анкор», «В созвездии Быка», «Какая чудная игра», «Риорита».

За свои фильмы Петр Тодоровский получал высокие государственные награды. В декабре 2005 года он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», ставшим последней наградой в судьбе режиссера.

Петр Тодоровский: личная жизнь

Режиссер был дважды женат. Первая его супруга - Надежда Чередниченко, от брака с которой родилась дочь. Вторая жена Мира, являвшаяся по специальности инженером-лейтенантом морского флота, родила сына Валерия, посвятившего свою жизнь, как и отец, кино. В процессе совместной жизни она стала заниматься написанием сценариев для научно-популярных фильмов, посвященных морской тематике. По ее работам было поставлено 13 кинокартин. Позднее Мира Тодоровская создала «Мирабель» - собственную независимую студию, на которой были сняты некоторые фильмы Петра Ефимовича.

Дом Тодоровских всегда был гостеприимен; через него прошли практически все режиссеры и актеры, приезжавшие на Одесскую киностудию, в том числе Андрей Тарковский и Владимир Высоцкий.

Последние годы жизни Тодоровский больше реализует себя в качестве сценариста; фильмы практически не снимает, лишь изредка подсказывает начинающим режиссерам. В мае 2013 года Петр Ефимович перенес сердечный приступ, от которого не сумел оправиться. Похоронен выдающийся режиссер на Новодевичьем кладбище.

Комментарии