Генрих Ипполитович Семирадский, "Похороны знатного руса": описание картины, история создания

Самое главное, что русы и славяне – далеко не одно и то же. Из русов или руси состояла воинственная скандинавская дружина князя или другого феодала. Славяне, как народ не воинственный и оружием профессионально управляться не умеющий, в битвах не участвовали. Поэтому похороны совершаются над русом не по славянским, а по скандинавским обрядам. Этому свидетельство - богатый этнографический материал, который ученые всего мира стали активно собирать в XIX веке, чтобы узнать свои корни, свой менталитет. Много времени провел в библиотеках, собирая необходимые сведения для картины, Генрих Семирадский. «Похороны знатного руса» стали новой вехой в его творчестве.

Как совершался погребальный обряд, если следовать сагам и поэзии скальдов

Для начала обязательно сооружалась лодка или корабль, который унесет душу в загробный мир. Это требовалось, чтобы его душа по ошибке при погребении случайно не вернулась на землю и не забрала с собой кого-то еще. За верностью соблюдения обычаев следили очень строго. Только при выполнении каждой мельчайшей детали ритуала умерший направится в загробные места и не вернется в мир живых. Эти подробности знал Генрих Ипполитович Семирадский и отразил в картине «Похороны знатного руса». Описание картины будет дано ниже.

Подношения

Они совершались только в соответствии с положением покойного в обществе. Кому-то было достаточно и одной курицы. Знатному человеку полагались богатые жертвы. Это были музыкальные инструменты, богатое оружие, кони в различном количестве, напитки, вызывающие опьянение, фрукты, петух, курица.

Кроме этого, в ритуале были и человеческие жертвы. Это, как правило, была подготовленная, опьяненная девушка, которая не отдавала себе полного отчета, что она просто умрет. Смерть она воспринимала как выражение любви к своему господину. Таковы первоначальные пояснения, которые надо дать перед просмотром картины «Похороны знатного руса». Описание картины уточнит многие детали.

История создания

В 1883 году на Волге рядом с городом Булгар была создана огромная картина: многофигурное полотно, в котором сказалась и глубокая эрудиция художника, и его мастерство как живописца, принадлежащего к классической школе.

Как базовую информацию он использовал описание похорон руса арабским путешественником 10 века. Он писал, что процедура захоронения длилась 10 дней. Покойного укладывали в холодное место (часто, если была такая возможность, обкладывали льдом). Само место сожжения готовилось примерно таким образом: готовилось кострище размером 3Х4 м или 4Х6 м в виде кольца диаметром 7 м. Очерчивался очень точный круг, по которому рыли неглубокий ров, и устраивали ограду из плетня и прутьев. На картине этого не видно. Это помешает рассмотреть действующих лиц. Семирадский («Похороны знатного руса») сознательно исключил этот элемент из картины. Но в повседневности ограда присутствовала. Покойник вместе с жертвами сгорали внутри ограды. На картине видны только березовые бревна, которые быстро разгорятся, и покойный уйдет наверх, в высший мир духов.

Как делили собственность и готовили женщину

Его собственность делили на три части. Одну часть оставляли его женщинам, другую использовали для похорон, и последнюю – на похоронный пир. Тризна означала не пир, но совсем другое – боевые ристалища после похорон. Знатному русу шили дорогие одежды. В данном случае из златотканой парчи. Он сидит на богато украшенном ложе.

Рядом с ним подготовленная к жертвоприношению рабыня, которая держит в руке опьяняющий галлюциногенный напиток. Ее опаивали все десять дней, и ей очень многое позволялось в течение этого времени: давалась свобода в отношениях с мужчинами, например.

Кульминация

На картине изображен самый последний момент перед началом захоронения. Так происходят похороны знатного руса. Описание картины: уже разрублены жертвы: два коня, бык и собака. Вокруг руса стоят колчаны со стрелами, меч, шлем, щит, сосуды для вина и другая золотая посуда. Стоят цветы. Сам рус одет дорого, помимо парчового одеяния с золотыми пуговицами, на нем шапка, отороченная соболем, красные сафьяновые сапоги. Ложе устлано коврами, над головой шатер. Рядом – рабыня, украшенная бусами и ожерельями, дорогими серьгами, в ее волосы вплетены украшения, она сейчас с минуты на минуту погибнет, ибо за спиной стоит ведунья, которая ее заколет кинжалом.

Внизу сидит человек с топором, чтобы самому успеть ритуально уничтожить девушку-жертву. Ноги на всякий случай ей придерживает служанка. Сама же рабыня протягивает руку, чтобы ей налили еще вина. Справа в толпе простого люда стоит идол, которому они поклоняются. Уже зажжен огонь, и совсем готов строгий муж средних лет поднести горящий факел к бревнам, на которых стоит ладья, и начать кремацию. Тема настолько колоритна, что можно написать рассказ по картине.
Колорит интересен тем, что в нем практически не используется ни карминовый, ни кумачовый цвета – только золото и умбра (синий). Красные вкрапления имеются, но не они определяют колорит картины. Уже близятся к концу похороны знатного руса. Описание картины дает довольно полную расстановку действующих на ней главных лиц.

Рассказ рабыни-жертвы

"Я простая рабыня, посмотрите, какой я была.

Я теперь счастлива, как меня одели и украсили дорогими самоцветами, серебром, золотом, жемчугом. Я давно мечтала, что Господин обратит на меня внимание, и я стану его наложницей. И вот сейчас, когда он не говорит ни да ни нет, пришло мое время сказать: «Да, ты мой Господин и в этом, и том мире. Я пойду за тобой, как верная собака». Ну, что вы все стоите, налейте мне еще пенного меда. И переменю-ка я свой наряд, чтоб каждый видел, как хороша будет жена Господина, и вплетите мне в волосы цветы.
Ты, парень, ты мне понравился. Подойди-ка поближе. Ты будешь со мной сегодня веселиться всю ночь до самого утра. Вот уже и солнце встает. Поднимите меня, невесту, над воротами. Ах, видела я батюшку и матушку. Радостью светятся их лица. Что говорят, не разобрала, но что-то доброе. Поднимите еще разок. Видела теперь всех свойственников и сродственников своих из мира заупокойного. В третий раз поднимите меня, да налейте чарку пополнее, пересохло все во рту. Вижу, вижу Господина моего. Сидит, молод, прекрасен, в полной своей силе в зеленом саду, вокруг дерева в цвету, на него лепестки душистые осыпают, ноги в траве-мураве утопают, кругом благоуханье от цветов на поляне, и алых, и синих, и золотых. А рядом-то отроки и мужи его, все собрались. Зовет меня к себе. Так ведите меня к нему быстрее, чтобы долго не ждал меня". Такой рассказ по картине «Похороны знатного руса» будет соответствовать исторической правде.

Краткая биография художника

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902) родился в семье польского врача. Он окончил Харьковский университет, продолжил учебу в качестве художника. Основную часть жизни он прожил в Риме, вдохновляясь античными мифологическими и библейскими сюжетами.

Картины выполнены в стиле классицизма. Они обычно имели большие размеры, такие, что требовались специальные подъёмники для их поддержки. Картины многофигурные, строги по колориту и композиции. Все точно выверено. Но он не замыкался в этих рамках. Много и плодотворно работал над портретами и пейзажами. Участвовал в росписи Храма Христа Спасителя. Если в молодости художник остро нуждался, то в зрелом возрасте стал состоятельным человеком и оставил семье достойное наследство.

Таким был выдающийся художник Семирадский, оставивший в государственных и частных коллекциях свои произведения. Краткое описание картины «Похороны знатного руса», выдающегося эпического произведения, являет собой данная статья.

Комментарии