Петр Фоменко: биография, фото, фильмография, родители, жена

Русский театр – это наше уникальное достояние, которое является предметом нашей гордости и неустанного восхищения со стороны иностранцев. Театральный и кинорежиссер Петр Фоменко принадлежал к поколению великих идеалистов, которое постепенно уходит, но которое внесло огромный вклад в отечественное искусство. Жизнь этого человека была непростой, но, возможно, именно этот путь и дал ему необходимый опыт для творчества.

Начало пути

Будущий режиссер Петр Фоменко появился на свет в Москве в 1932 году. О раннем детстве его известно мало. Времена были непростые и, наверное, во многом они определили тот набор качеств, которые имеет Петр Фоменко.

Родители мальчика прожили вместе недолго, отец умер во время Великой Отечественной войны, и мама воспитывала ребенка одна. И она стала самым главным человеком в его жизни. Мама старалась дать ребенку все самое лучшее. Петя был активным мальчишкой, и она активно приучала его к спорту: футбол, теннис, коньки. Все эти умения и увлечения пройдут с ним всю жизнь, даже будучи уже очень взрослым человеком, он лихо катался на коньках вместе со своими студентами. Мама привила сыну еще одну большую любовь, которая во многом определила его жизнь, – это страсть к музыке. Петр Фоменко окончил музыкальную школу им. Гнесиных по классу скрипки, а позже и музыкальное училище Ипполитова-Иванова. Музыкальное образование и любовь к этому искусству помогали Фоменко во всех его профессиональных начинаниях.

Поиски себя

Выбирая профессию, Петр Фоменко слушал свое сердце, а оно вело его на сцену. Немаловажную роль в выборе сыграла музыка, которая, по словам мастера, и «привела его в театр». В 1956 году поступает в школу-студию МХАТ, выдержав немалый конкурс. Среди преподавателей будущего режиссера был Борис Вершилов, который многое сделает для становления мастера и передаст ему основы профессиональные тайны вахтанговской школы. Озорной нрав и непокорность не позволили Фоменко вписаться в консервативный мир классической школы и его отчислили с третьего курса «за хулиганство».

Продолжая поиски своего истинного призвания, Петр поступает на филологический факультет педагогического института. За годы учебы он успевает познакомиться с такими людьми, как Юрий Визбор, Юлий Ким, Юрий Коваль, которые будут его друзьями до конца жизни. Там же он вновь соприкасается с театральным искусством, активно участвуя в постановке капустников.

Обретение себя

Учеба на заочном отделении позволила Фоменко поступить на режиссерское отделение ГИТИСа на курс Николая Горчакова, там же преподавал Андрей Гончаров, позже сыгравший свою роль в жизни Фоменко. В это время Фоменко ставит свой первый спектакль «Беспокойное наследство», и это стало точкой отсчета в его жизненном призвании.

Образование еще не дало Фоменко гарантированного места в профессии. Ему приходится долго и мучительно искать свое место. Он работает в нескольких театрах, не отказывается ставить пьесы в Домах культуры. Он жаждет работы, но чопорная критика не желает признавать избыточного проявления таланта и нонконформизма Петра Фоменко, это обрекает его на годы неприкаянности, но он точно понимает свое предназначение и упорно работает, невзирая на трудности.

Роман с театром

Начиная с 60-х годов двадцатого века мастер активно сотрудничает с известными московскими театрами, в это время складывается тот Петр Фоменко – режиссер-экспериментатор, которого начинают узнавать зрители. В 1966 году он ставит в театре им. Маяковского знаменитый спектакль «Смерть Тарелкина», который жестко высмеивал реалии советской жизни, и цензура, конечно, не могла простить художнику такой смелости. Спектакль был запрещен к показу, такая же судьба ожидала и постановку «Новая Мистерия-Буфф» в театре Ленсовета, этот спектакль зрители вообще не увидели ни разу. Все эти запреты привели к тому, что режиссер остается невостребованным, и в жажде найти свой театр, он уезжает в Тбилиси, где он отработает два сезона.

Позже он на некоторое время живет на два города: работая в Ленинградском театре комедии и ставя спектакли в московских театрах. Период с 1972 по 1981 годы ставит большое количество спектаклей, которые формируют его авторский стиль: «Любовь Яровая», «Этот милый старый дом», «Лес», «Теркин-Теркин» и другие.

Кинорежиссер Петр Фоменко

Поиски себя приводят Фоменко на киностудию, где он реализует некоторые свои замыслы в картинах «На всю оставшуюся жизнь» и «Поездки на старом автомобиле». Но особое место в его творческой карьере занимает работа на телевидении. Создателем уникального телетеатра, который был очень востребован в Советском Союзе, стал Петр Фоменко. Фильмография на телестудиях включает настоящие шедевры: «Пиковая дама», «Выстрел», «Гробовщик», «Детство. Отрочество. Юность», «Семейное счастье». Этими работами Фоменко доказал, что можно ставить классику свежо и бережно и это стало его фирменным почерком.

Призвание педагога

Однако, когда идеологические причины вновь стали причиной увольнения из театра, в 1981 году Фоменко принимает приглашение своего учителя и выдающегося режиссера и педагога Андрея Гончарова и начинает преподавать в ГИТИСе. Педагогика позволяет раскрыться таланту Фоменко в полной мере. Он вырабатывает собственную методику, которая отличается музыкальностью, уникальной мелодией игры. В 1992 году он набирает первый собственный курс, всего он успевает сделать четыре выпуска. В числе его учеников знаменитые режиссеры: Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Николай Дручек, Иван Поповски и известные актеры: сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Галина Тюнина, Ирина Пегова, Юрий Степанов, Кирилл Пирогов и многие другие.

Есть люди, которые притягивают к себе как магнит, таланты, таким человеком был и Петр Фоменко. Фото не передают его гигантского обаяния, которое он излучал в мир, а ученики тянулись к мастеру, как мотыльки к свету.

Театр жизни

Выпускников мастерской Фоменко объединяет своеобразная актерская манера и любовь к своему учителю. В 1992 году студенческая мастерская получает официальный статус "театр", руководителем которого стал Петр Фоменко – режиссер, учитель, Мастер. Театр «Мастерская Петра Фоменко» известен классическим репертуаром, яркими актерами, чутким отношением к пьесам и режиссерскими находками. Театр многократно получал различные награды: несколько «Золотых масок», Хрустальных Турандот», премий и призов российского и мирового значения. Фоменко занимался не только режиссурой, он формировал репертуар, собирал труппу, добивался получения своего здания. Театр стал настоящим делом его жизни, он до конца своих дней репетировал, заботился об актерах. Но также продолжал ставить пьесы за рубежом, в частности, в Париже, в Зальцбурге, Во Вроцлаве.

За свою творческую карьеру Петр Фоменко поставил около 60 спектаклей и около десятка фильмов.

Личная жизнь

Насыщенная творческая жизнь не мешала состояться человеку по имени Петр Фоменко. Биография режиссера богата различными событиями. Он умел дружить, и его всегда окружали творческие и талантливые люди.

Естественно, что в его жизни всегда были женщины, их привлекали его ум, обаяние, юмор. Но сам мастер говорил, что в его жизни было три женщины. Первая жена Петра Фоменко – грузинка Лали Бадридзе. Этот брак завершился в связи с переездом художника из Тбилиси в Москву. Вторая женщина – это писатель и критик из Литвы Аудроне Гирдзияускайте. Их связывал многолетний роман и общий сын Андрис. Однако главной женщиной, которая была с ним и в горе, и в радости почти 50 лет, стала Майя Тупикова. Она была актрисой, но оставила сцену и посвятила свою жизнь мужу. Именно Майю Фоменко называл музой и посвящал свое свободное время.

Петр Фоменко – человек удивительного таланта и ума: искрометного, парадоксального, ироничного, но трогательного и обаятельного. Ученики продолжают дело мастера в театре его имени, помня его уроки, неся в жизнь его наследие.

Комментарии