Аркадий Стругацкий. Биография и творчество
Аркадий Стругацкий – классик современной фантастики. Но мало кто задумывается, читая захватывающие приключения, что это социальная литература.
Стругацкий Аркадий Натанович. Биография писателя
Столица Аджарии по праву гордится своим талантливым сыном. В Батуми в 1925 году у Натана Стругацкого и Натальи Литвинчевой родился мальчик, которого назвали Аркадий. Отец работал редактором большой газеты, а мать - заслуженный преподаватель русского языка.
Почти до 1932 года семья жила в Батуми, затем Натана Залмановича направили по распределению в Ленинград. В 1933 году родился второй сын Борис. День рождения Аркадия Стругацкого 25 августа 1942 года не отмечали. В это время город был уже в блокаде. Так как отец имел полезные связи в силу своей профессии, семью Стругацких было решено одной из первых вывести «дорогой жизни» на Урал.
Но маленький Борис сильно болел, и мать с младшим сыном остались в осажденном городе. 17-й день рождения Аркадия Стругацкого застал в поселке Ташла, где он работал заведующим по закупке продуктов. К тому времени он похоронил отца и мечтал вывести мать с братом из Ленинграда, что удалось ему только через год. В 1943 году, когда юноше исполнилось 18 лет, он был призван в Красную Армию.
Служба и личная жизнь
Его служба состояла в обучении в Бердичевском училище, затем - в институте иностранных языков. По профессии великий писатель - переводчик с японского и английского. Вплоть до увольнения в запас работал по профессии и жил в таких городах, как Канск, Камчатка, Хабаровск, Москва. В Канске женился на Инне Шершовой, второй брак с Еленой Ошаниной подарил дочь Марию, которая вышла замуж за Егора Гайдара.
Карьера писателя
Есть романы без соавторов. Под псевдонимом С. Ярославцев опубликованы «Экспедиция в преисподнюю» (3 части, 1974-1984 гг.), рассказ о Никите Воронцовом (1984 г.), «Дьявол среди людей» (1993 г.) и незаконченная повесть всего из 10 частей «Дни Кракена» (1963 г.).
Парень из преисподней
Сюжет для 1973 года и советского строя был в самом деле нетривиальным. На Земле люди будущего живут в социальной утопии. Справедливость и сострадание превыше всего. С этой миссией они наблюдают за прогрессом иноземной цивилизации, которая находится на уровне 20 века. Войны, кровопролития, болезни и жестокость властвуют на планете Гиганта. Для особо опасных задач тренируют «бойцовских котов».
Корней - один из наблюдателей из России - спасает молодого курсанта «котов» Гага, раненого в бою, и для реабилитации привозит домой. У бойца, которого учили только убивать, переворачивается мировоззрение. Гаг пытается бороться с наваждением, цепляется за знакомые лозунги о патриотизме, сбегает домой. Но зерно мира и жалости уже проросло в его душе.
Гаг - это «парень из преисподней». Аркадий Стругацкий заинтересовался самим фактом внешнего взгляда на утопию «светлого будущего». Для 20 века в Советском Союзе это была непозволительная роскошь.
Лучшая библиография
- «Пикник на обочине» - повесть о сталкерах, которые тайно посещают место, куда прилетали инопланетяне, на заброшенном заводе игрушек.
- «Трудно быть богом» - сюжет рассказывает о землянине Антоне, который направлен историческим обществом для наблюдения на планету Арканар.
- «Понедельник начинается в субботу» - юмористическая трилогия об институте, занимающемся человеческим счастьем.
- «Град обреченный» - история эксперимента, когда людей из разных эпох помещают в закрытое пространство одного города.
- «Обитаемый остров» - роман о людях будущей Земли, которые волей космоса попадают на другую планету и пытаются не только выжить, но и помочь представителям в решении насущных проблем.
- «Отель "У погибшего альпиниста"» - детектив с непредсказуемой развязкой.
- «Малыш» - повесть-рассказ о «космическом Маугли».
Между строк
Это был тот период, когда за анекдот на кухне отправляли в лагеря и тюрьмы. Но писатели, чьим пером двигал настоящий талант, не могли молчать. Протест против системы погубил целый пласт одаренных авторов. Братья Стругацкие нашли оригинальный выход своему бунтарству: фантастика. Цензоры не вчитывались в смысл и не принимали «сказки» Стругацких всерьез. Тем самым у писателей был выход на думающего читателя, который видел между строк истинный смысл произведений.