Киносценарист, драматург и прозаик Эдуард Володарский: биография, творчество

Эдуард Володарский – один из самых талантливых сценаристов отечественного кинопроизводства. Станислав Говорухин, Алексей Герман и Никита Михалков совместно с Володарским подарили зрителям не один шедевр.

Наследие автора

Володарский Эдуард, книги которого украсят любую библиотеку, создал более 80 произведений, они стали не только любимыми книгами, но и фильмами, и спектаклями. Хотя не все фильмы Эдуарда Яковлевича выходили в прокат, ведь в Советском Союзе с трудом воспринималось «нестандартное» кино. Многие фильмы долго пылились в архивах и вышли на экраны только после «перестройки». Именно тогда, когда один из фильмов запретили для показа, писатель стал сотрудничать с режиссерами театров.

Как драматург Володарский дебютировал с пьесой «Долги наши». Первым ее поставил Олег Ефремов в 1973 году во МХАТе. Позже это произведение смогли оценить зрители более чем 120 театров страны.

Первым сценарием, вышедшим на экраны полнометражным фильмом, был «Белый взрыв». Следующая работа, которую Володарский Эдуард Яковлевич представил публике, – «Свой среди чужих…». После выхода в прокат этот фильм посмотрели более 23 миллионов человек.

Люди и роли

Работы Володарского – это всегда борьба. Борьба человека с самим собой, прежде всего. Для автора важно раскрыть характер героя, его отношение к жизни, к своему окружению. Нет фальши и наигранности, во время просмотра любого фильма создается впечатление, что знаешь человека давным-давно, понимаешь, о чем он думает и что чувствует. За каждой ролью – судьба. Все свои произведения Эдуард Володарский наделяет каким-то трагизмом, в каждой истории он заставляет нас сопереживать героям, мы полностью погружаемся в события и проживаем их до конца.

В ногу со временем

Кинопроизводство 21 века также не обходится без участия этого сценариста. Эдуард Володарский принял участие в сьемках фильмов «Обитаемый остров», «Страсти по Чапаю», «Мы из будущего» и многих других, вышедших в прокат не очень давно, но сразу завоевавших любовь зрителей фильмов. Самым нашумевшим, вызвавшим массу отзывов (как положительных, так и отрицательных), стал сериал «Штрафбат». Вышедший в 2011-м, он по популярности и количеству просмотров обогнал такие шедевры, как «Бригада» и «Идиот», также снятые по сценарию Володарского.

Фильм о войне

Эдуард Володарский «Штрафбат» создавал, опираясь на исторические источники, но, тем не менее, этот сериал подвергся серьезной критике со стороны специалистов военного дела. Для обычного же зрителя, не вникающего в военные тонкости, не придающего значения исторической подлинности событий, фильм по-настоящему интересен. «Штрафбат» - это, прежде всего, жизнь изнутри, каждый герой, несмотря на то что по определению должен быть отрицательным персонажем, интересен по-своему. Многие уже с первых минут фильма становятся любимыми. Великолепный актерский состав помогает смотреть фильм, не отрываясь. Игра настолько профессиональная, что этими образами начинаешь жить.

Образ Батюшки, великолепно воплощенный в жизнь Дмитрием Назаровым, делает сюжет еще более драматичным. Хотя, правды ради, нужно сказать, что в фильме присутствует здравая доля юмора. Шутки, смешные ситуации, в которые попадают герои, не отпускают зрителя и еще больше погружают в атмосферу фильма.

Главные герои, которые на первый взгляд должны вызывать отрицательные эмоции, как-никак уголовники, поднимают волну эмоций, в большинстве своем – положительных. Особенно трогательно наблюдать за отношениями санитарки Светки и молодого штрафника Савелия. Глядя на них, понимаешь, как было непросто любить в то время.

История везде

Война и все то, что с ней связано, – одна из наиболее любимых тем Эдуарда Яковлевича. В его произведениях зритель может увидеть атмосферу того времени. События середины прошлого века снабжают сценаристов ценным материалом, погружая зрителя в жизнь советских граждан.

Большие трагедии маленького городка

Еще один фильм, сценарий для которого написал Эдуард Володарский, полностью отвечает классике жанра - «Все началось в Харбине». Повествование о том, как может измениться жизнь за очень короткий отрезок времени вне зависимости от социального статуса, семейного положения и талантов. И дело не только в покалеченных судьбах отдельно взятой семьи, но и в том, что таких судеб были миллионы. Многим зрителям фильм не понравился. Слишком трагична участь всех действующих лиц. Да, главный герой в исполнении Данилы Козловского остался жив, но жизнь его почти прошла, единственное, на что можно надеяться, – скромная должность на железной дороге, с которой, в общем-то, все и началось. Но автор дает понять, что годы, проведенные в лагерях, – ничто по сравнению с теми испытаниями, которые ему предстояли на свободе. Борьба за выживание, постоянные унижения и страх перед выбором способны сломать любого человека.

«Все началось в Харбине» – лента, тоже основанная на реальных событиях. Железная дорога на границе Союза, Китая и Японии долгое время была яблоком раздора. В результате – около двух тысяч покалеченных судеб.

Дворовая шпана

Все работы сценариста – о непростых судьбах. Именно это и привлекает зрителя. Многие сценарии основываются на реальных историях.

Например, повесть «Прощай, шпана Замоскворецкая». На основе этой повести был снят фильм с одноименным названием, который публика смогла оценить в 1987 году, а в 2010-м фильм вышел в свет в качестве сериала под другим названием. Володарский Эдуард («У каждого своя война» – лента, которую он считает автобиографией), выросший в послевоенное время, понимает, как было сложно не просто выжить, но и остаться при этом человеком, верным своим принципам.

Сюжет фильма переносит нас в одну из московских коммуналок, где главные герои пытаются справиться с трудностями того времени. Героиня Полины Кутеповой – Любаша – воплощение настоящей русской женщины – стойкой и мужественной, но вместе с тем доброй и любящей. Не менее характерны и другие роли, например, герой Игоря Петренко. Актер предстал перед зрителями в совершенно новом амплуа, он замечательно вписался в роль матерого уголовника.

Главный герой, конечно же, присутствует, однако Эдуард Володарский "Штрафбат" снял так, что сюжет развивается не только вокруг центрального образа. Каждый персонаж занимает свое место, делая картину полной.

Конечно же, как и всегда, нашлось много критиков, недовольных фильмом, некоторые сравнивают две экранизации, что в принципе неверно. Фильмы снимались в разное время, и не все идеи, которые авторы картины воплотили в новой экранизация, можно было озвучивать в те времена, но в целом зрители довольны. Каждый нашёл что-то свое, знакомое. Для молодого поколения это дворцовая романтика и искренние чувства, для старшего поколения – воспоминания, порой грустные, порой весёлые. В любом случае фильм заслуживает того, чтобы быть просмотренным.

Вместо эпилога

Этот сценарий стал последней работой Эдуарда Володарского. Можно сколько угодно критиковать его работы, выискивая исторические неточности, и ругать мастера за излишний драматизм, желание опорочить советскую власть, но мы, наши дети и внуки, долго будем пересматривать полюбившиеся фильмы, вновь и вновь переживая события вместе с героями. Все фильмы смотрятся на одном дыхании, каждую новую серию ждешь с нетерпением, ловишь каждую фразу, чтобы не пропустить самое важное. Пожалуй, нет ни одной жизненной ситуации, которая бы не была затронута в его работах. Просматривая фильм, поневоле примеряешь на себя тот или иной поступок героя, пытаешься понять, как бы ты действовал, окажись на его месте. Фильмы Володарского заставляют задуматься, а это очень хорошо.

Комментарии