Фрегат "Адмирал Макаров". Фрегат 11356
С середины XX века среди судов практически всех крупнейших мировых флотов увеличилась роль сравнительно небольших кораблей. В США эти корабли называют эскортными эсминцами.
Задачи кораблей
Главная функция этих судов – охрана сравнительно низкоскоростных конвоев от нападения подводных лодок. Поэтому, сравнительно с полноценным эсминцем, у эскортного эсминца ниже скорость, меньше тоннаж и вооружение. Однако после, с развитием технологий, использованием атомных энергетических установок, удалось резко увеличить скорость субмарин, в результате чего понадобились быстроходные сторожевики. Разработка противокорабельных ракет потребовала усиления зенитных вооружений. Поэтому в итоге сторожевика от эсминца отличают цена и водоизмещение.
История проектирования фрегатов
В 1960-х годах решено было дорогостоящие большие противолодочные корабли дополнить в составе флота новыми сторожевыми кораблями. Несмотря на меньший, чем у БПК, размер, вооружены корабли были не хуже. Начиная с 1964 года, началась разработка проекта 1135 – фрегата, имеющего водоизмещение более двух тысяч тонн. Вооружить корабли планировалось противолодочной ракетной системой «Пурга», ЗРК «Оса-М», четырехтрубным торпедным аппаратом, двумя сдвоенными артсистемами АК-726 и комплексами РБУ-6000. Также судно планировалось оборудовать современной гидроакустической системой «Титан-2».
Правда проблемы, проявившиеся в ходе испытаний комплекса «Пурга» и слишком малая максимальная дальность (в 6 км), заставили отказаться от него в пользу счетверенной ПУ противолодочной системы «Метель» дальностью 50 км. Правда выяснилось, что дальность несколько избыточна, поскольку станция «Титан-2» имела значительно меньшую дальность обнаружения.
Кроме того, было удвоено количество торпедных агрегатов, зенитных систем. Суда проекта оснастили буксируемой гидроакустической системой «Вега». Водоизмещение судов проекта 1135 также увеличилось, достигнув 3200 тонн. Спущенные на воду суда с успехом выполняли свои боевые задачи. Благодаря использованию газотурбинных двигателей они развивали приличную скорость (32 узла) и способны были действовать на дальности до 4000 миль.
Корабли проектов 1135 и их модификации проекта 1135М понравились морякам. За 10 лет выпущено 32 корабля проектов 1135 и 1135М.
Правда суда отличались серьезным изъяном – в них не было вертолетного ангара. С развитием технологий во многих флотах задачи поиска и поражения субмарин легли, помимо корабельных средств, на авиацию, размещенную на кораблях.
Проекты 1155 и 11351
В результате внедрение вертолетного ангара вылилось в создание БПК проекта 1155, возведением которых были заняты два балтийских судостроительных завода. На керченском судостроительном заводе начали выпускать модернизированные сторожевики проекта 11351, которые планировалось передать пограничникам.
Наличие вертолета позволяло вести поиск, преследование судов-нарушителей границы. Корма была освобождена для размещения ангара. В связи с этим кораблестроители перенесли в носовую часть судна одну АК-100. В итоге количество ЗРК и артустановок калибром 100 мм стало вдвое меньше. Для защиты кораблей от атак с воздуха на корме была установлена пара шестиствольных автоматов АК-630 калибром 32 миллиметра. Была установлена и новая гидроакустика. В части кораблей, построенных в рамках проекта 11351, радиолокационная система «Ангара» была заменена на новейшую – «Фрегат-М2».
Все это позволило кораблям проекта 11351 превосходить суда предыдущих проектов.
Индийский заказ
Даже в начальной стадии фрегаты проекта 11356 существенно отличались от проекта 11351, послужившего прототипом для новой разработки. РБУ-6000 были заменены ПУ ракет «Уран» для противокорабельной защиты. Далее веяния времени и пожелания индийского заказчика кардинально поменяли внешний вид и начинку фрегата.
Отличия от прототипа
Индийскому заказчику нужен был универсальный корабль, который может противостоять любому неприятелю. Так родился фрегат пр. 11356. Почти все оружие корабля было заменено. ЗРК «Оса-М» заменили на «Штиль-1». Появились ПУ для противокорабельных ракет Club. Обновлена была артиллерия среднего калибра – появилась артустановка А-190Э калибра 100 мм.
Из гидроакустики индийцы предпочли систему Humsa APSON. Все оборудование фрегатов управляется системой «Требование-МЭ».
Существенные отличия имеет и внешний вид. Фрегат пр. 11356 имеет меньшую заметность для радиолокаторов. Палубные постройки, исходя из опыта прошедших войн, сделаны стальными, а не алюминиевыми. Алюминий проявил малую стойкость при пожарах.
Сходство с прототипом
Сдача заказа
Хотя испытания выявили небольшие проблемы совместимости некоторых систем оружия, индийские заказчики высоко оценили, какой потенциал имеет фрегат 11356.
За успешной реализацией первого заказа последовал контракт еще на три фрегата. Суда строились по видоизмененному проекту 11356М. Теперь корабли оборудовались сверхбыстрыми противокорабельными ракетами «БраМос», разработанными совместно российскими и индийскими специалистами, вместо системы Club. Корабли нового проекта заказчик получил в 2012-2013 гг. Ремонт фрегатов 11356 в Индии производит российская сторона.
Фрегаты 11356Р
Корабли проекта:
- «Адмирал Григорович» (нач. 2010 г., испытывается);
- фрегат проекта 11356 “Адмирал Эссен” (заложен 2011 г., испытывается);
- «Адмирал Макаров» (начало 2012 г., в 2015 году спущен на воду);
- «Адмирал Бутаков» (начало 2013 г.);
- «Адмирал Истомин» (начало 2013 г.);
- «Адмирал Корнилов» (начало 2014 г.).
Сдача последних трех судов планировалась на 2016 год.
Корабли строятся быстрыми темпами. Флот нуждается в таких судах, как фрегат проекта 11356. Airbase - форум на котором подробно разбираются характеристики кораблей. Там собираются специалисты и неравнодушные.
Судьба 3-х последних кораблей пока неизвестна из-за того, что отсутствуют дизельгенераторы на фрегате пр. 11356. Они изготавливались на Украине. Если фрегат “Адмирал Бутаков” проекта 11356 уже близок к спуску на воду, остальные корабли заморожены. Ожидается их замена на российские аналоги, что может задержать сдачу на 1-2 года.
Суда для проектов 11356 и 22350, на которые раньше ставились украинские газотурбинные двигатели, будут вскоре оснащены российскими аналогами. Их характеристики значительно превосходят параметры украинских силовых установок в несколько раз.
На первых трех фрегатах проекта 11356 и первых двух проекта 22350 уже используются ГТД, сделанные в Украине. В дальнейшем суда обоих проектов планируется оборудовать двигателями российского производства.
Работы над созданием двигателей уже ведутся на основе существующих проектов ГТД. Первые российские двигатели планируется выпустить к 2018 году.
"Адмирал Макаров"
Корабль имеет эффективные средства противокорабельных вооружений и ЗРК, чтобы успешно отражать удары с воздуха.
Вооружения
Комплекс борьбы с субмаринами состоит из торпедных аппаратов калибром 533-мм модификации ДТА-53-11356-2 и установки бомбометания РБУ-6000.
В качестве гидроакустического вооружения используется РЛС «Фрегат-М2ЕМ», обнаруживающая и сопровождающая субмарины.
Для работы с вертолетами фрегат оснащен ангаром и площадкой для взлета и посадки. Такие вооружения делают фрегат “Адмирал Макаров” проекта 11356 грозной силой.
Сравнение с проектом 22350
Проект 22350 реализуется наряду с проектом 11356. Произведем сравнение фрегатов проекта 11356 и 22350. В качестве системы ПВО вместо «Штиль-1» имеются стрельбовые комплексы 3С14У1 и комплексы ЗРК «Полимент-Редут». Для противокорабельной защиты вместо «Калибр-НК» используются комплексы «Оникс» или «Калибр-НКЭ». Эти вооружения дают возможность эффективно применять фрегат проекта 11356 против американских кораблей.
Противолодочное оснащение фрегатов проекта 22350 - пусковые комплексы "Медведка-2". Артиллерийское вооружение корабля также претерпело изменения. На смену 100-мм артиллерийской установке A-190 пришла 130-миллиметровая А-192, стреляющая на 22 км. При этом у фрегатов проектов 11356 и 22350 много общего – оба проекта оснащены весьма современным оружием.