Что такое профориентация для школьника?

Самый часто задаваемый вопрос среди детей с детского сада – кем ты хочешь стать? Но пока они в саду, все просто: медсестра, учитель, продавец, бизнесмен. Однако годы идут, заканчивается школа, и следует сделать выбор. В этом случае поможет профориентация для школьника. Проводят ее обычно в учебных заведениях, но можно заняться этим вопросом и самостоятельно.

Чем могут помочь в школе?

Конечно, сейчас почти в каждой школе есть психолог. Старшеклассники иногда ошибочно предполагают, что это своего рода волшебник: он раздаст тест, и это будет панацеей от всех грядущих проблем. Стоит помнить, что психологическая профориентация школьников очень важна, но не является панацеей. Основной причиной обращений служат такие вопросы как "Правильно ли я поступаю?», «Ту ли профессию я выбираю?». Что же происходит на самом деле? Разберем пять основных этапов.

Первый этап: желания

Психолог предлагает разобраться, чего хочет индивидуум. Ведь интересы, склонности и таланты приоритетны. Очень важный момент: что нравится? Техника или животные, а может, вообще космос. Очень важно на этом этапе составить список условий своего труда. В него должно входить адекватное количество часов работы, предпочтительнее офис или разъезды, присутствие командировок, желание работать с людьми или исключительно с техникой и т. д.

Второй этап: анализ своих возможностей

Профориентация для школьника помогает уделить внимание тем школьным предметам, которые лучше всего давались. Также она помогает оценить уровень коммуникативных и интеллектуальных способностей. Конечно же, для адекватной оценки лучше спросить окружающих людей.

Не менее важными являются личные качества. К ним относятся ответственность, пунктуальность, скорость мысли креативность, коллективность. Также стоит оценить свои физические и физиологические возможности.

Третий этап: изучение профессии

Часто учителей волнуют проблемы профориентации школьников. Это связано с тем, что ребенок не всегда четко может оценить ситуацию о востребованности профессии в конкретном городе. Также очень важно оценить, какими профессиональными качествами обладает личность, подходят ли они к выбранной профессии. Для более глубокого разбора можно рекомендовать изучение профессиограмм.

Изучать информацию о профессии можно сразу с ее особенностями, перспективами и требованиями. Ознакомиться с нужной профессиограммой можно посредством интернета.
Однако следует помнить: чтобы лучше узнать о профессии, нужно посмотреть на нее изнутри. Можно попросить знакомых взять ребенка на один день на работу и поручить ему часть несложных заданий. Если ожидания совпали с реальностью, то сомнения в выборе профессии можно отбросить.

Для лучшего понимания себя психологи предлагают пройти методику И. Кона «Кто я». Она заключается в том, что реципиенту предлагается написать на тему «Кто я?» и «Я через 5 лет». Это упражнение хорошо раскрывает внутренние параметры человека, а именно:

  • с кем себя идентифицирует личность;
  • какие специфические признаки отличают его от других;
  • способность делать прогнозы по отношению к себе.

Четвертый этап: анализ рынка труда

Профориентация для школьника дает возможность проанализировать, насколько сегодня востребована специальность и какая оплата труда. Также она позволит правильно выбрать ВУЗ. Где можно найти такую информацию? Первое, это, конечно, интернет, но если такой возможности нет, то можно обратиться в службу занятости. Там подробно расскажут, какова ситуация на сегодняшний день, а также предложат пройти курсы, немаловажно, что они бесплатные.

Пятый этап: выбор

Определение профориентации для школьников самое важное. Выбирая профессию, следует учитывать все вышесказанное, поскольку одна профессия может раскрывать талант, но абсолютно не приносить никакого удовольствия. Выбор такой профессии приведет к быстрому профессиональному выгоранию.

Может случиться так, что выбранное занятие полностью будет подходить всем требованиям, но окажется невостребованным в вашем регионе. В таких случаях стоит задуматься, готовы ли вы к переездам, есть ли материальная база на какое-то количество времени.

Если же школьник зашел в тупик, он всегда может обратиться за помощью к психологу или специалисту-профконсультанту. Они не решат, куда идти или какая профессия подойдет лучше, но помогут разобраться в себе и своих желаниях.

Конечно, профориентация для школьника должна быть индивидуальной. Отнестись к этому нужно со всей серьезностью. Если же ощущение «нужной» профессии не пришло, не стоит отчаиваться. Часто понимание этого приходит намного позже, когда у человека за плечами есть какой-то опыт и более детальные знания. Главное, о чем никогда не нужно забывать, что кроме вас самих никто лучше не знает, какая профессия действительно «ваша». Всегда можно сделать шаг назад для двух шагов вперед.

Комментарии