"Темные аллеи": сочинение о любви
Перу Нобелевского лауреата, русского писателя И.А. Бунина, принадлежит немало выдающихся произведений. Среди них – сборник рассказов под общим названием «Темные аллеи», сочинение, которое стало настоящим шедевром мастера пера.
Рассмотрим историю создания этого произведения, его значение в творчестве Бунина, а также основной художественный замысел.
История создания сборника
Произведение «Темные аллеи» - сочинение зрелого Бунина. Сборник из рассказов создавался автором уже в эмиграции, в течение 6 лет, в тяжелый для Европы период Второй мировой войны.
В этот момент сам писатель испытывал как лишение и нужду, так и тяжелое душевное состояние, вызванное личной любовной драмой. Размышления о любви и смерти переплелись в единый композиционный узел, что и способствовало созданию цикла рассказов о любви.
Всего в сборник вошло 40 рассказов. Все они описывают чувство любви, которое охватило героев в разные периоды их жизни. И любовь очень разная: слепая и развратная, чистая и светлая, неразделенная и мучительная.
Автор рассматривает все переливы этого удивительного чувства и уводит своих читателей в загадочный и таинственный мир темных алей.
Сам Бунин, издав свой сборник в 1953 году, считал данный труд лучшим в своем прозаическом творчестве.
Художественное воплощение и композиция сборника
В своих рассказах Бунин прибегает к многочисленным реминисценциям из произведений мировой и русской классической литературы. Это отрывки из античных авторов, поэтов эпохи Возрождения, цитаты из Пушкина, Тургенева, Гончарова, Фета, Полонского, Чехова.
Благодаря данному приему произведения Бунина становятся в единый ряд с творениями великих писателей и поэтов прошлого. Бунин, и сам поэт по натуре, очень умело описывает любовное чувство, которое охватывает души его героев. В каждом рассказе любовное состояние рассматривается в его новом неповторимом оттенке. Поэтому «Темные аллеи» - сочинение особенное. Бунин как опытный художник рисует с помощью различных красок 40 маленьких пейзажей, и каждый из них неповторим.
При этом Бунин далек от традиционного описания сцен любви на фоне весеннего расцвета природы. Его любимое время года – осень. Поздняя осень – трагическое состояние природы, которое перекликается с внутренним состоянием его героев.
Композиция сборника циклическая. Он начинает рассказом «Темные аллеи», в котором встречаются два бывших любовника – разочаровавшейся в жизни офицер Николай Алексеевич и его бывшая крепостная девушка Надежда, и заканчивается рассказом «Ночлег», который возвращает читателей в атмосферу той же осени и той же несостоявшейся трагической любви, но с оттенком звериной жестокости: двойник Николая Алексеевича – пожилой марокканец, приезжает на постоялый двор и, увидев у хозяйки ее молодую племянницу, решает ночью изнасиловать девушку, однако, начав свое бесчестное дело, погибает от зубов зверя, преданного его жертве.
«Темные аллеи» - сочинение, полное трагизма жизни
Многие из произведений Бунина рассказывают о сложной и драматической судьбе главных героев. В полной мере это можно отнести и к сборнику рассказов «Темные аллеи». Любовь очень часто сопровождается смертью героев или их вечной разлукой. Само чувство любви – трагически мимолетно и временно, а переживания по поводу расставания с любимым может длиться потом всю оставшуюся жизнь.
Часто смерть является результатом запретной любви, любви, связанной с изменой супруге (супругу), то есть грехопадением героев. Например, в рассказе «Натали» описывается, как светлое чувство, которое герой Мещерский испытывает к юной Наташе, сменяется плотской страстью к другой героине – Соне. В результате того, что герой не может сделать окончательного выбора между двумя девушками, ему приходится расстаться с Натальей. Она выходит замуж за другого, сам Мещерский сходится со служанкой и приживает от нее ребенка, через несколько лет он встречается с овдовевшей Натальей, сходится с ней и переживает ее мучительную смерть в преждевременных родах.
Смысл человеческого бытия – есть ли он?
Рассказы Бунина «Темные аллеи» часто содержат в себе в концентрированном виде самое главные проблемы бытия человека на земле: есть ли на земле настоящая любовь, что такое смерть, в чем заключается смысл жизни?
В этих рассказах есть место всему: и самоубийству главного героя-офицера, узнавшего о том, что его жена сбежала от него с любовником (рассказ «Кавказ»); и настоящему убийству главной героини-проститутки, которая капризничала перед своим клиентом (рассказ «барышня Клара»); и внезапной и нелепой смерти героя, как например, в рассказе «В Париже», в котором уже немолодой белый офицер, потерявший и Родину, и жену, встречает в ресторане свою первую любовь – русскую женщину, которая работает официанткой, однако, их совместное счастье длится только 4 месяца, вплоть до неожиданной смерти героя.
Светлые мотивы в сборнике Бунина
Однако некоторые рассказы Бунина «Темные аллеи» несут в себе и светлый отпечаток любви. Эта любовь чужда плотской страсти, она возвышенна и спасительна.
Именно такое чувство описывается в знаменитом рассказе цикла «Холодная осень». Главная героиня, немолодая русская эмигрантка, признается, что в ее жизни был только один настоящий день, который придал смысл всему ее бытию – это осенний день, когда она проводила на фронт своего жениха, погибшего на полях сражений Первой мировой. Потом была гражданская война и эмиграция, замужество за человеком, который умер от тифа и оставил на руках своей жены девочку-племянницу, годы нужды и лишений, воспитания приемной дочери, но все это оказалось пустыми хлопотами по сравнению с той любовью к умершему жениху, которую героиня пронесла через всю свою земную жизнь.
Или рассказ «Чистый понедельник», главная героиня которого, отказавшись от плотской страсти к своему любовнику, уходит в монастырь и сглаживает трагизм их любви обращением к высшему смыслу бытия.
Как мы видим, множество мотивов сплелись воедино в сборнике «Темные аллеи». Содержание каждого рассказа неповторимо!
Все оттенки любви в сборнике Бунина
Любовь в рассказе Бунина «Темные аллеи» предстает перед читателями в разных образах.
Первый образ – это плотская страсть. Часто она сопровождается грубой изменой, насилием и даже убийством («Барышня Клара», «Кума», «Гость»).
Второй образ – это случайная страсть, ставшая глубоким воспоминанием всей жизни («Визитные карточки», «Антигона»).
Третий образ – любовь как взлет души, причиняющая и радость, и боль («Руся», «Смарагд», «Чистый понедельник»).
Многому могут научить читателей «Темные аллеи», тема любви в этом произведении превосходно воплощает авторский замысел.
По мнению литературоведов, художественная ценность сборника заключается именно в противопоставлении телесной и духовной первооснов любви. При этом, по мысли писателя, человек должен стремится именно к духовному началу, именно оно возвышает его и связывает с миром высшего бессмертного бытия.