Актер Виктор Павлов: биография, фильмография

Виктор Павлович Павлов – актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист России. Этот удивительный человек сыграл в своей жизни более 120 киноролей и при этом ни на миг не оставлял работу в театре. Улыбка на лице, хитринка в глазах – на экране его герои нередко были непорядочными, невоспитанными, поступающими не по совести. В жизни же Виктор Павлов всегда оставался честным, невероятно чувствительным, добрым человеком. Он любил работу, которую делал, любил и уважал зрителя, которому на каждом спектакле отдавал всего себя без остатка.

Детство

Биография актера Виктора Павлова начинает свой отсчет в октябре 1940 года. Артист родился в Москве. Маленькому Вите не повезло: его раннее детство выпало на военные годы, поэтому в памяти сохранились лишь затертые воспоминания о голоде, лишениях и тяжелой атмосфере, царящей вокруг.

Единственным радостным фрагментом, который, как яркое пятно среди черной беспросветной пелены, то и дело вспыхивал в сознании, было возвращение отца с войны. Этот эпизод, один из самых важных в жизни, навсегда врезался в память маленького мальчика. С этого главного эпизода начинались мечты и чаяния на новую жизнь, на светлое будущее – мирное и счастливое.

Надо сказать, Виктор Павлов, биография которого описана в статье, рос в атмосфере любви и родительской заботы. Послевоенное время – особая пора, однако для Павлова она ассоциировалась прежде всего с беззаботным детством, когда он с друзьями со своего двора гонял на собственноручно собранном велосипеде, днями пропадал на голубятне, посещал театр. Увлечение театром появилась благодаря отцу – учеником начальных классов мальчик стал завсегдатаем спектаклей во МХАТе, в Вахтанговском театре. А любовь к птицам актер вообще пронес сквозь всю свою жизнь.

Актерская стезя

В подростковом возрасте Виктор Павлов не только безучастно созерцал со стороны игру других актеров, но и благодаря занятиям в драматическом кружке своей родной общеобразовательной школы сам вживался на сцене в образы героев. Первая роль юного актера была весьма комичной – мальчик, намазанный гуталином, играл негритянскую женщину, тем самым вызывая восторг и смех одноклассников. Эту роль ему потом еще долго вспоминали.

Увлечение театром занимало важное место в жизни Виктора Павлова, однако, помимо искусства, надо было думать о завтрашнем дне и заботиться прежде всего не о духовной, а о телесной пище. Время было непростое, семья жила трудно, необходимо было выживать. В шестнадцатилетнем возрасте будущий актер Виктор Павлов пошёл слесарем на завод. Но учебу молодой человек не забросил: одновременно с работой вечером получал образование в школе рабочей молодежи.

Судьбоносной в биографии Павлова стала его встреча с режиссёром МХАТа Вадимом Николаевичем Богомоловым, который и стал для актера первым педагогом. Встреча их состоялась в драматическом кружке, основанном на базе Дома учителя. Позже Богомолов поддержал Виктора Павловича в его стремлении стать актером. В 1959 году Виктор Павлов был зачислен в ряды студентов училища имени Щепкина.

Учеба и работа на театральной сцене

Учеба стала для мужчины невероятной отдушиной, которая не только приносила удовольствие, но и заставляла работать постоянно, с надрывом – руководитель курса Анненков требовал от студентов на занятиях полной отдачи. Располагала к учебному процессу и удивительная творческая атмосфера на курсе. Однокурсниками Павлова были выдающиеся личности актерской братии – Михаил Кононов, Виталий Соломин, Олег Даль.

Фильмография Виктора Павлова началась с картины «На семи ветрах» советского кинорежиссёра Станислава Ростоцкого. Будучи студентом третьего курса, артист исполнил в картине роль солдата Мити Огольцова.

В 1963 году, после выпускного в «Щепке», новоиспеченный актер Виктор Павлов был зачислен в труппу театра «Современник», где практически сразу же завоевал уважение и признание коллег по цеху своей индивидуальностью, чувством вкуса и стиля.

Спустя два года Виктор Павлович перешел в Театр имени Ермоловой, где проработал до 1969 года. Далее в творческой биографии актера был Театр имени Маяковского, которому Павлов отдал шесть лет своей жизни. Потом, с 1975 по 1985 год, была работа в Государственном академическом Малом театре; с 1985 по 1990 год – в Театре имени Ермоловой. А с 1990 года Виктор Павлов вновь трудился на сцене Государственного академического Малого театра вплоть до последних дней своей жизни.

Воспоминания об учебе

В интервью Виктор Павлов упоминал о том, что в детстве не мечтал стать артистом, однако выбор своей профессии всегда считал осознанным и нисколько о нем не жалел. Актер говорил, что зачастую старался жить по совести и не переживать о сделанном. Этого принципа актер неизменно придерживался в течение всей жизни. Например, на вступительных экзаменах в училище имени Щепкина будущий актер Виктор Павлов отважился читать произведения запрещенных в то время Есенина и Северянина.

После слов: «…шумите, вешние дубравы! Расти, трава! Цвети, сирень! Виновных нет: все люди правы в такой благословенный день!» юный Павлов перекрестился. Приемная комиссия оцепенела, но никто и слова не сказал в укор смелому поступку будущего студента. Преподаватели оценили выбор Павлова.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Это применимо и к Виктору Павловичу. На третьем курсе института у актера начались проблемы с голосом – на связках обнаружились узелки, Павлова не аттестовали. После перенесенной операции голос восстанавливался очень медленно, и молодой человек всерьез опасался, что не сможет продолжить актерскую работу. А ведь театр стал для него одним из смыслов бытия. Собственное существование без театральной жизни весьма смутно представлял себе Виктор Павлов. Биография его как актера могла на этом закончиться.

Про театр

Чтобы не расставаться со своим «родным домом», артист решил подстраховаться – он окончил курсы гримеров на кафедре грима. И это ремесло, надо сказать, у молодого человека очень недурно спорилось. Однако основным видом заработка оно не стало, к счастью.

Вообще, рассуждая о рабочей атмосфере в театре и межличностных отношениях в труппе, Павлов утверждал, что залогом приятной и комфортной работы является взаимное уважение. Это одна из основополагающих, непреложных истин. «…Жизнь в каждом театре должна быть согрета любовью. Пока есть любовь, стоит оставаться там. Как только любовь заканчивается, нельзя сожительствовать. Надо идти туда, где тебя ждут…»

Птицы – лекари души

И хотя в жизни актера любимая профессия занимала одно из главных мест, она не всегда приносила только радость. Была у нее и оборотная сторона. Случалось, что, встретив актера на улице, люди не всегда корректно высказывались в адрес созданных Павловым на телеэкране персонажей – становилось обидно, неприятно, горько. В такие минуты Виктор Павлович предпочитал быть в одиночестве или делился своими горестями с птицами.

На чердаке Московского академического Малого театра актер Виктор Павлов разводил голубей, преимущественно московскую останкинскую белую породу. Мужчина часто любил запускать пернатых в небо и, глядя на взлетающих птиц, представлял, что это души ушедших актеров. Артист откровенно заявлял, что он раскрепощался с птицами, выплескивал в общении с ними всю негативную энергию.

Вообще птичий рынок был излюбленным местом Виктора Павлова в Москве. Актера знали и любили все продавцы, он был постоянным покупателем на рынке. Всякий раз, появляясь там, артист покупал себе парочку новых друзей.

О родителях

Виктор Павлов был очень интересным собеседником, и в его рассказах всегда присутствовали нотки шутливости. Он старался с юмором относиться к жизни. Например, когда люди узнавали Павлова в толпе и пытались с ним пообщаться, он часто подшучивал над поклонниками и не признавался сразу, что он - это он.

Виктор Павлович с нескрываемой на лице улыбкой рассказывал о своих родителях и о том, почему родился именно в Москве, хотя родители актера были родом из Иркутска. В момент, когда чета Павловых узнала о скором появлении ребенка в семье, мама будущего актера фактически заставила супруга переехать в столицу. Женщина заявила, что хочет, чтобы ребенок был москвичом.

К слову, родители актера были замечательными людьми. Отец Павлова, однако, не считал профессию сына настоящей и надежной. Постоянно склонял молодого человека распрощаться с актерством и поступить в сельскохозяйственную академию. Мужчина был заместителем министра сельского хозяйства.

Маму Виктор Павлович любил и всегда слушался. Она была очень хорошим врачом-гинекологом, а по совместительству – красивой и яркой женщиной. Павлова любила повторять сыну, что профессия артиста сложная, предполагающая пристальное внимание со стороны окружающих, особенно женщин. Мама не советовала актеру заводить любовниц, говоря о том, что это только пустые хлопоты. Женщина рекомендовала Виктору Павлову искать свою истинную любовь и уверяла, что она (любовь) есть на свете. И действительно, в студенческие годы Виктор Павлов познакомился со своей будущей супругой – актрисой Татьяной Говоровой, с которой прожил душа в душу много лет.

Виктор Павлов: фильмы

Виктор Павлович был невероятно работоспособным человеком – он жил работой, профессия была для него всем. За свою творческую биографию Павлов сыграл более 120 ролей в кино. Конечно, самым полюбившимся героем у зрителя стал образ студента-изобретателя Дуба в картине Гайдая «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

Потом были съемки в таких картинах, как «Майор Вихрь», «12 стульев», «Здравствуй и прощай», «Место встречи изменить нельзя». Кстати, со съемками последней картины связана одна очень интересная история. Исполнители главных ролей фильма Владимир Высоцкий и Владимир Конкин, мягко говоря, друг друга недолюбливали. Часто между актерами происходили стычки, которые заканчивались кулаками. В какой-то момент конфликт зашел так далеко, что съемки фильма оказались под угрозой. Только благодаря уговорам Виктора Павлова удалось решить сложившуюся ситуацию мирным путем.

В жизни актера были различные периоды, однако никогда не прекращал сниматься в кино Виктор Павлов. Фильмы, в которых он принимал участие, всегда подвергались тщательной критике со стороны артиста. Ленты «Гардемарины, вперед!», «Крысиный угол», «ДМБ», «Зависть богов», «В августе 44-го», «Бригада» смело можно назвать заслуживающими зрительского внимания.

В 1998 году Павлов был удостоен звания народного артиста России. Диплом в Георгиевском зале Кремля ему вручал лично Борис Ельцин. Последняя роль в кино была сыграна актером в 2008 году в фильме «Москва улыбается».

В августе 2006 года умер великий Виктор Павлов. Причина смерти артиста – сердечный приступ. Актер ушел из жизни тихо, на руках у жены и похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Комментарии