Храм на Нерли (Боголюбово, Владимирская область): описание, история и фото

Если попросить любого русского человека назвать замечательные, на его взгляд, православные храмы, он наверняка назовёт украшение Красной площади - собор Василия Блаженного, гордость России - храм Христа Спасителя, и храм на Нерли. Почему так? Каким образом снискала такую любовь и всенародную известность скромная и вовсе не центральная церковь Покрова на Нерли?

Князь Андрей

И на самом деле, храм на Нерли - самый совершенный в России, более того, в мире нет настолько гармоничного произведения храмового искусства, и это один из величайших памятников искусства вообще. Знаменитой эту церковь сделала и её древняя история, и исключительно органичное соединение архитектуры и ландшафта. Храм на Нерли - сама гармония! Этот памятник, кажется, дышит всё тем же воздухом немыслимо далёких лет, когда расцветало княжество Владимирское.

Удивительный князь Андрей Боголюбский очень хотел построить ещё одну столицу на Руси, лучше Киева, красивее Константинополя, подобную Иерусалиму. Семь лет выстраивал князь Андрей свой Владимир, множество прекраснейших храмов было возведено. Венцом этого труда стало Боголюбово, а во главе - церковь Покрова на Нерли 1165 года. Здесь Нерль соединялась с Клязьмой и служила воротами многих торговых речных путей. Храм на Нерли словно вырос естественным образом на холме, а не был построен, настолько правильно выбрано для него место.

История создания

Создание этого памятника сопряжено со многими секретами, и строительными, и историческими. В летописях упоминания о строительстве очень скудны, они чаще всего не содержат дат и даже названия не указывают. В одной пишут, что из Киева прибыл князь Андрей Юрьевич, построил Боголюбный град и две церкви каменные. В другой проскальзывают сведения, что церковь на Нерли построена, и что она Покровская.

Житие Андрея Боголюбского подсказывает, что владимирцы ходили на болгар, где уже после победы погиб от ран княжич Изяслав Андреевич. Строительство церкви Покрова на Нерли началось сразу после этого похода. Сроки работы по возведению храма и для наших времён небывалые. За одно лето и храм построили, и монахов при нём поселили. Обычно даже сейчас такие здания возводятся в течение нескольких лет при всей современной технике и механизации работ.

Праздник Покрова

Не было такого праздника в Византии, Покров Пресвятой Богородицы на Руси просиял и прославлен был здесь же. Самые ранние иконы из дошедших до нашего времени датируются четырнадцатым веком. Покровских храмов ни в одной летописи тех лет не описано. Поэтому с князем Андреем Боголюбским и связываем мы этот прекрасный праздник, считая его учреждением на Руси именно середину двенадцатого века.

Здесь аргумент наиважнейший тот, что так названа церковь Покрова на Нерли, век за веком стоящая на княжеской земле, практически в его резиденции. Сам князь Андрей, как многие исследователи думают, написал и праздничные тексты богослужений, которые пришли к нам в списках более позднего времени. Описание храма на Нерли от Андрея Боголюбского включает "Проложное сказание", "Службу" и "Слово". Очень может быть, что идея относительно связи церкви на Нерли с заступничеством в русском походе Богородицы как-то была связана впоследствии с почитанием влахернского чуда.

Другая версия

Пишут ещё и о другом чуде, которое произошло во время войны с волжскими болгарами. Русское войско выступало под сенью Креста и образов Спаса и Владимирской Божьей Матери, от которых вдруг начали исходить огненные лучи. Именно иконе Владимирской Богоматери и было посвящено строительство церкви Покрова на Нерли. В общем-то, большинство дошедших до нашего времени источников говорят о храме не как Покровском, а как Богородичном.

Об этом же говорит и Житие Андрея Боголюбского. Очень возможно, что изначально храм был посвящён этим двум иконам, а впоследствии стал называться Покровским, хотя и не было специального переименования. Во всяком случае, то, что именно эти два святых образа поддерживали русское войско в походе, является информацией непреложной. Владимирская область во многих уголках мира известна более всего потому, что там выстроен такой исключительной красоты храм.

Секреты конструкции

Даже сейчас, через столько веков, современный облик этой церкви вызывает восхищение совершенством облика. Она исключительно органично вписывается в ландшафт, как будто это место было специально так создано природой, чтобы именно здесь произошло строительство церкви Покрова на Нерли. Но археологи развеивают это заблуждение своими изысканиями. Во-первых, и сам храм раньше выглядел несколько иначе, хотя этот стремящийся в небеса силуэт поменять было и невозможно. Изменения с течением времени произошли досадные, но, в принципе, частные. А вот холм!.. Его сотворила не природа, а руки человеческие.

Этот пьедестал для храма был насыпан на сложном фундаменте. Берег тут низкий, пойменный, и никакого холма природа не предусматривала. При разливе вода поднималась на три с лишним метра. Начинать строительство при таких природных условиях никак нельзя, половодьем храм смывало бы каждый год. Поэтому сначала заложили фундамент из крупного булыжника, используя известковый раствор. Глубина фундамента - более полутора метров, вплоть до материкового слоя глины. Но одно это храм от половодья не спасло бы.

Подземная часть

На самом фундаменте лежит основание стен - здесь использовали хорошо отёсанный и очень плотно пригнанный камень. Высотой эти стены около четырёх метров, и все они полностью засыпаны и плотно утрамбованы глиной и снаружи, и внутри. Таким образом, только подземная часть храма, которым гордится Владимирская область, составляет пять метров и тридцать сантиметров.

Теперь коварные весенние воды не страшны стали церкви, стоящей на пьедестале искусственного холма. Описание памятника культуры "Церковь Покрова на Нерли" обязательно должно начинаться с этого и прославлять инженерный ум и архитектурные таланты русских людей, которые присущи им изначально, со столь древних времён. К тому же нужно отметить, что весь этот холм снаружи был покрыт белокаменными плитами, словно панцирем, где были оборудованы стоки в виде водосточных желобов, а к пристани вели красивые лестницы.

Облик храма

Цельности и законченности храма на Нерли без возвышения за счёт искусственного холма достигнуть бы не удалось. Но это лишь ядро, главный стержень, на котором зиждется ещё очень много удивительного для строителей и архитекторов современности. Это белокаменные ярусы над водой на широком холме, аркады-галереи свнушительным поясом, и сам храм с цилиндром башни барабана, и, наконец, главка и крест, стремящийся в небо, над всем этим.

Сейчас храмовая главка - луковкой, а была шлемовидная, с деревянными чешуйками. И это не все изменения. Когда-то по всей окружности храма были обустроены открытые галереи для гульбищ высотой пять с половиной метров, а на юго-западе вся эта аркада переходила в стену внушительной толщины, в которой была внутренняя лестница со входом на хоры.

Пропорции

Пропорции храма выверяли словно сами изящество и красота, хотя тип постройки совершенно обыкновенный: одноглавый, крестово-купольный, трёхапсидный, четырёхстолпный, по три нефы - продольные и поперечные. И всё-таки храм на Нерли явно отличается от большинства церквей этого типа. Главной целью строителей был эффект стройности и высоты необычайной силы, и это удалось по многим неявным на первый взгляд причинам.

Весь секрет в деталях, которые не бросаются в глаза, но ощутимо подчёркивают вертикаль сооружения. Вот средняя апсида слегка приподнята, среднее окно чуть выше остальных. Барабан выше обычного и уже, с узкими длинными окнами. И само поднятие на пьедестал всего храма особенно усиливает эту устремлённость в небо. Даже внутри храма всё пространство организовано так, что видится как единый воздушный столп, убегающий ввысь.

Украшения

Превосходная белокаменная резьба, присущая здешнему зодчеству, украшает храм. Излюбленный православными христианами образ царя Давида с настоящими и фантастическими животными, богатство традиционных орнаментов и вдруг - удивительные рельефы девичьих ликов, опоясывающих все фасады храма. Множество мотивов во внешнем убранстве остались загадкой скульптурного декора. Сейчас сохранились не все, всего девятнадцать портретов, но и они настоящая галерея скульптурных портретов.

Белокаменная резьба - дело трудоёмкое чрезвычайно. Это требует очень много времени и огромного чисто технического мастерства. Даже просто ровно обтесать такой камень - более тысячи мастерских ударов камнетёса. А фасонный камень и резьба рельефов для храма на Нерли - это около четырёх тысяч человекодней.

Перемены

Первые разрушения храму принесли княжеские усобицы после гибели Андрея Боголюбского. За ними были вторые и третьи, и бесчисленно много урона потерпел храм. А всерьёз ремонтировать его начали только к концу семнадцатого века: ветхие галереи убраны, сделана четырёхскатная крыша. Во время наводнений река подступала к самым стенам: льдины разбивались о цоколь храма. Но и это не самое страшное. Огромная опасность появилась в 1784 году, когда монастырский настоятель получил разрешение на разбор Покровского храма просто на камень, понадобившийся для строительства в монастыре. Не иначе Владимирская Заступница вмешалась: не сошлись в цене подрядчик с заказчиком.

Невежество - ещё больший бич. В 1877 году монастырь без совета с архитектором сделал храму ремонт. Тогда погибли фрески в куполе и барабане, многие белокаменные рельефы заменили гипсовыми, да и сам храм понапрасну стяжками железными обвязали, совершенно ему не нужными. В 1919 году все белокаменные храмы поступили под охрану государства. Монастыри - оба - были прикрыты до 1990 года. Тогда и церковь Покрова на Нерли была передана вновь открывшемуся Боголюбову монастырю, а затем местному приходу. В 1992 году церковь на Нерли находилась уже в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. И навсегда это чудесное сооружение останется одним из символов России.

Комментарии