Большой противолодочный корабль "Сметливый". Черноморский флот ВМФ России
Корабль «Сметливый» - единственное действующее судно отечественного флота из всех разработок проекта 61. Для Советского Союза «шестьдесят первые» считались действительно революционными изделиями среди существующих БПК. Отличительной особенностью этих кораблей была многорежимная газотурбинная установка. На флоте «шестьдесят первые» были окрещены поющими фрегатами за мелодичное посвистывание газовых турбин и изящность силуэта. Для ВМФ СССР корабли проекта 61 были своего рода визитной карточкой.
Краткая история
СКР был построен в Николаеве и 25 сентября 1969 года пополнил флотилию. С тех пор корабль «Сметливый» принимал участие в многочисленных учениях, вооруженном конфликте, перевозил мощи Андрея Первозванного и был задействован еще во многих других мероприятиях. Несмотря на свой возраст, СКР все-таки есть чем огрызнуться. На борту корабля установлены восемь пусковых контейнеров ракетного противокорабельного комплекса «Уран».
В 2015 году 18 сентября СКР «Сметливый», несущий номер «810» на борту, после ремонта на тринадцатом судоремонтном заводе находился в составе 30-й дивизии Черноморского флота. Группа вышла в Средиземное море на боевую службу из Севастополя.
С началом проведения в Сирии операции российских ВКС в составе флотилии, возглавляемой крейсером «Москва» и сторожевиками «Пытливый» и «Ладный», противолодочный корабль «Сметливый» участвовал в учениях у сирийских берегов, переросших в патрулирование между Сирией и Кипром. Группа обеспечивала ПВО Латакии и Тартуса с приморского направления. Также осуществлялся конвой кораблей «Сирийского экспресса».
Мощи Андрея Первозванного
Сторожевой корабль "Сметливый" принял участие в международном мероприятии. И зашел в греческие порты Лафкада и Корфу. Во время захода в порт Патры 22 сентября митрополит Патрский передал ковчег с мощами Андрея Первозванного в качестве подарка Черноморскому Флоту. По заказу Фонда для сохранения священной реликвии изготовлен ковчег, который находится в Севастопольском храме Архистратига Михаила. Этому способствовал командующий Флотом адмирал Александр Витко. После проведения мероприятий корабль продолжил выполнение задач в Средиземном море в составе соединения ВМФ России.
Современное вооружение
Российские корабли проекта 1155 были оснащены современным вооружением. Глубокая модернизация целесообразной не была, но до сих пор постепенно проводится дальнейшее совершенствование. Основным направлением модернизации является оснащение современным вооружением. Обновленные корабли способны прослужить еще более десяти лет после ремонта.
Сегодня в состав ВМФ входят восемь больших судов проекта 1155 и одно построенное по усовершенствованной программе 1155.1. Не считая последнего, корабли такого типа оснащены противолодочными комплексами и ЗРК без крылатых ракет, поражающих береговые и надводные цели.
Российско-турецкие отношения
Утром 13 декабря произошли очередные события, способствовавшие формированию сегодняшних российско-турецких отношений. Корабль Черноморского Флота «Сметливый», стоящий на якоре возле побережья острова Лемнос на расстоянии двенадцати морских миль, был вынужден сделать предупредительный выстрел по направлению движения турецкого сейнера «Балик Гечицилер Чилик», чтобы избежать столкновения. Это событие усилило напряженность в межгосударственных отношениях, возникшее 24 ноября 2015 года после атаки нашего бомбардировщика Су-24 турецкими ВВС в Сирии.
Теоретически СКР имел возможность в течение десяти минут запустить газотурбинную установку и двинуться вперед. Но, по словам Минобороны, якорь был на дне в это время. Если при этом корабль находился в боевой готовности, то снять с якоря его можно было только в течение 15-20 минут. Наш СКР явно не имел возможности дать ход или сняться с якоря, чтобы столкновения не произошло. Сейнер на своей обычной скорости доплыл бы до противолодочного корабля всего за три минуты.
Предупредительный выстрел
Не имея никакой возможности уйти с курса турецкого судна самостоятельно, командиры корабля «Сметливый» предприняли попытку привлечь внимание. Подавались сообщения по радио, визуальное оповещение световым семафором, а также сигнальными ракетами. Сейнер не отзывался, несмотря на приложенные усилия экипажа СКР.
Избежать столкновения не удавалось. Сейнер не сходил со своего курса. В сложившейся ситуации командиры корабля приказали сделать предупредительный выстрел. В соответствии с приказом по направлению движения сейнера с шестисот метров несколько раз были произведены выстрелы автомата Калашникова и пулемета.
Турецкое судно резко изменило направление движения, а затем просто ушло с места происшествия. «Сметливый» доложил немедленно на борт флагмана «Москва». Крейсер ретранслировал сообщение в столицу РФ.
Возможные причины
После ознакомления со всей имеющейся информацией будет целесообразным поинтересоваться причинами, побудившими сейнер к таким рискованным действиям. Поскольку мотивация турецких рыбаков остается неизвестной, можно только строить предположения. Остается просто перечислить некоторые возможные причины. Одной из них может оказаться банальное отсутствие профессионализма членов экипажа рыболовецкого судна.
Возможно, причина кроется в стремлении турецкой стороны столкнуть сторожевой корабль «Сметливый» с сейнером. Это происшествие можно будет использовать в качестве повода перекрыть проливы для движения наших судов. Также не исключается возможность связи данного события с проведением турецкими спецслужбами своих операций. Дело в том, что рыболовецкий сейнер довольно часто был замечен возле военных причалов НАТО в средиземноморье.
Показания военных моряков свидетельствуют о том, что на борту турецкой лодки находилось много радиоэлектронного оборудования. Это не является нормальным для рыболовецкого судна. Также не исключено, что к усилению напряженности между Россией и Турцией приложила руку третья сторона. Пролить свет на реальные причины этого события можно будет только после проведения соответствующего расследования.
Не в первый раз
Российские корабли уже неоднократно становились участниками конфликтных ситуаций с турецкими судами. Так, в 1985 году 25 сентября ракетный катер Р325 под турецким флагом стал препятствовать маневрированию советского учебного судна 1 ранга «Хасан» во время прохода через пролив Босфор. Учебный корабль в итоге протаранил катер и разрезал его на две части. Носовая часть Р325 опрокинулась и 5 членов экипажа погибли. Местные власти задержали корабль «Хасан» до выяснения обстоятельств, вина командования турецкого катера была доказана очень быстро.
Однажды нашу подводную лодку на обратном пути похода чуть не протаранил буксир, умудрившийся выскочить на фарватер военных судов не в самое подходящее время. Причиной тому для капитана послужила необходимость отлучиться в гальюн, а его помощнику в этот момент как раз нужно было сходить за сигаретами. Стажер остался у штурвала. Курс ему указали, но не сказали, как долго нужно по нему идти. Стажер и шел точно по указанному направлению, пока чуть не протаранил борт субмарины.
Бывало и хуже
Если рассматривать историю Черноморского Флота, происшествие у Лемноса нельзя назвать чем-то неординарным. Случались события посерьезнее тех, в которых участвовал сторожевой корабль «Сметливый». Состояние членов экипажа и морально психологическая обстановка на борту после случившегося, естественно, в полном порядке.
Происшествие отнюдь не уникально. При этом не исключается, что корабль «Сметливый» мог бы быть утерян в результате очередной попытки Турции «ответить» России за препятствие поставок нефти с территории Сирии, захваченной террористами ИГИЛ. Данное происшествие только усугубит наши отношения. Трудно понять причины такого поведения турецкой стороны. Возможно, дальнейшее развитие событий прольет свет на многие вопросы.
Заключение
Противолодочный корабль «Сметливый» является последней действующей разработкой советского проекта 61. Конструкторы сделали все возможное, чтобы подготовить СКР к несению службы в современных условиях. Для этого на борту установлено новое вооружение. Постепенно проводится дальнейшая частичная модернизация сторожевого корабля с бортовым номером 810. Конструкторы не видят необходимости полной замены деталей. Многие устаревшие комплектующие нормально функционируют. Корабль оснащен современной радиоаппаратурой и прекрасно показывает себя, даже в сравнении с некоторыми новыми моделями фрегатов.