ВВС Турции: состав, численность, фото. Сравнение ВВС России и Турции. ВВС Турции во Второй мировой войне
Активный участник блоков НАТО и СЕАТО, Турция ориентируется на соответствующие требования, которые относятся ко всем состоящим в составе объединённых военно-воздушных сил Южно-Европейского ТВД вооружённым силам. Взяв в расчёт стратегическое и географическое положение страны (близость к России и другим постсоциалистическим странам), уже очень давно, в абсолютно мирные для данных территорий времена, НАТО основало здесь довольно мощную группировку ВВС Турции. Эта авиагруппа состоит из двадцати истребителей-бомбардировщиков F-4С «Фантом» (США) и 39-й тактической авиагруппировки. Это помимо ВВС Турции, части и подразделения которых могут оказать активную поддержку и ВМС, и любым другим войскам, в том числе и сухопутным.
В периоды противостояния переброска техники с личным составом и войск велась во всех пределах театра военных действий. Прикрывались важные стратегические объекты, проводилась тактическая разведка для вооружённых сил НАТО и своего командования. Все эти задачи до определённого времени и выполняли ВВС Турции.
Состав и организация
Во главе военно-воздушных сил страны стоит командующий, подчиняющийся начальнику Генерального Штаба ВС. Он располагается в Анкаре, откуда и производится руководство всеми подчинёнными ему частями, подразделениями и соединениями. Штаб ВВС Турции находится в теснейшем взаимодействии с ОТАК (Объединённое тактическое авиационное командование) в Измире.
В регулярных военно-воздушных войсках страна имеет сорок восемь тысяч человек, плюс двадцать девять тысяч - в резерве. ВВС Турции, состав которых мало чем отличается от авиационных войск других стран, делятся на две ТВА (тактическая воздушная армия) со штабами в Диярбакыре и Эскешехире. Также к ним относятся база зенитных управляемых ракет «Найк», транспортная авиационная группа и учебно-авиационное командование.
Эскадрильи
Главным боевым подразделением ВВС Турции считается авиационная эскадрилья из восемнадцати самолётов. В данный момент проводятся работы по замене физически и морально устаревших самолётов F-104G, RF-84F и F-100C (а также и D) на современные F-4E, F-104S и RF-5A. В Первой ТВА четыре базы ВВС Турции: Мюртед, Эскишехир, Бандырма и Балыкесир. Здесь находятся эскадрильи F-100С и F-100D, F-104S и F-104G, а также F-4E «Фантом», F-102A, F-5A и RF-5А. Во Второй ТВА авиабазы три, но количество самолётов ВВС Турции на них не менее велико. База Диярбакыр содержит по целой эскадрилье F-10GD, F-102A и RF-84F. В Мерзифоне находятся две эскадрильи F-5A, в Эрхаче - F-100D. В девятнадцать эскадрилий в общей сложности входят бомбардировщики и истребители ВВС Турции.
Двенадцать авиагрупп - штурмовики, пять - истребительная авиация, две эскадрильи - разведка. Всего триста тридцать боевых самолётов, среди которых девяносто - носители ядерных боеголовок. Транспортная авиагруппа имеет три эскадрильи с более чем двадцатью самолётами. Ракетная база ЗУР оснащена двумя дивизионами по четыре эскадрильи, где имеются семьдесят две пусковые установки, прикрывающие весь пролив Босфор. Вертолеты ВВС Турции имеют не в большом количестве - их тридцать: по десять АВ-204В, UH-19D и UH-11.
Подготовка лётного и технического состава
Учебную подготовку осуществляет авиационное командование для всех подразделений и частей. Здесь функционируют академия, две авиабазы (в Конья и Чигли) и несколько технических и лётных училищ ВВС Турции, количество которых достаточно часто варьируется. Основное учебное заведение - училище в Стамбуле, куда принимаются юноши, уже окончившие лицей ВВС и получившие некоторые знания об управлении самолётами. Таких лицеев (специальных средних школ) несколько на территории страны. Технику пилотирования в лётных училищах курсанты отрабатывают на Т-37, Т-33 и Т-6.
Обучение двухгодичное, после чего следует стажировка на авиационных базах, где приобретаются уже настоящие навыки управления военными самолётами TF-102A, TF-100F, TF-104G и F-5B. После стажировки присваивается воинское звание, и следует направление в действующие эскадрильи. Техники (обслуживающий персонал) получают подготовку в измирском училище: операторы радиолокационных станций, специалисты постов и центров управления, наведения, связисты, аэродромная и тыловая службы для обеспечения военно-воздушных сил тоже имеют соответственные училища для подготовки. Количество самолетов ВВС Турции для обучения насчитывает около ста двадцати единиц. Среди них не только Т-6 и Т-33, летают также Т-34, Т-37, Т-41, TF-100F, TF-104G, TF-102X и F-5B.
В НАТО
Самолеты ВВС Турции переданы в распоряжение НАТО и являются частью всей системы управления объединёнными силами. Боевая подготовка подразделений и частей турецких военно-воздушных сил поддерживает их в боеготовности. Учения организуются по требованиям НАТО и на основании оперативных планов, составленных там же. Проводятся и соревнования, в которых совершенствуются и слаженность работы, и лётное мастерство экипажа, и быстрая реакция на условия воздушной обстановки штабистов. На боеспособность и боеготовность регулярно, не реже раза в год, проверяются все авиабазы, а во время проверок каждый экипаж получает собственную задачу: это и перехват целей на больших и малых высотах, и бомбометание по небольшим по размеру целям, и ведение воздушной разведки как в простых, так и в сложных погодных условиях.
Вся численность ВВС Турции регулярно участвует в командно-штабных и войсковых учениях НАТО, которые проводятся на юге Европы. Это и «Дип фарроу», и «Дон пэтрол», и «Экспресс». Командованию ВВС Турции приходится учитывать горький опыт военных действий 1974 года на острове Кипр, а потому оно огромное внимание уделяет взаимодействию сухопутных войск, военно-морских сил и авиации. Тренируются также уничтожать небольшие надводные цели. Самое значительное место отводят действиям с передовых аэродромов и рассредоточению самолётов.
Политика и ВВС Турции
Во Второй мировой войне правительство республики почти до конца сохраняло нейтралитет, умело лавируя между двумя блоками, противостоящими друг другу. В конце февраля 1945 года Турция, наконец, определилась, объявив войну Германии. Боевые действия её не коснулись, вся поддержка основывалась на дипломатической позиции. Турция контролировала Босфор и Дарданеллы, проливы, по которым следовали в Чёрное море военные корабли, она располагала армией, но баланс сил на южном советско-германском фронте и в Средиземноморье изменить не пыталась.
С 1939 года Анкара держалась англо-французского блока, поскольку боялась усиления Италии, но после капитуляции Франции в 1940 году с Германией значительно сблизилась: поставляла туда стратегическое сырьё (хром, например), пропускала немецкие и итальянские военные суда через проливы. В 1941-ом Турция заявила о нейтралитете, не прекращая, однако, разрабатывать перспективы участия в войне с Советским Союзом на стороне Германии. На границах советским войскам ослаблять внимание было нельзя: двадцать шесть турецких дивизий дислоцировались непосредственно у рубежей, постоянно проводились крупные манёвры ВВС Турции. В Закавказье СССР вынужден был держать значительную группу войск именно поэтому.
Восточная хитрость
Лишь после Сталинградской битвы Турция убедилась в несостоятельности планов Германии по разгрому Советского Союза, после чего немедленно возобновила разнообразные договорённости с союзниками, но лишь в августе 1944-го все дипломатические отношения с Гитлером были ею окончены. Войну Гитлеру пришлось объявить под страхом того, что Дарданеллы и Босфор будут контролироваться участниками антигитлеровской коалиции. Англичане понапрасну вооружали турков по ленд-лизу - в войне они так и не поучаствовали.
Однако членом ООН в итоге объявления войны Турция стала. И членом НАТО тоже, с 1952 года. Из-за географического положения это весьма ценный член для данной организации. В 1972 году правительство Турции принимает программу модернизации самолётного парка. Технически были переоснащены все подразделения и части, при этом практически не увеличилась численность ВВС Турции (ни парк, ни личный состав). Самолётостроением Турция не занимается, упор был сделан на закупки самой современной техники. Условия сделок, само собой, льготные - НАТО всегда поддерживает своих участников.
Конкретика
Контракт с США дал Турции в 1972 году сорок истребителей-бомбардировщиков «Фантом» - F-4E, которыми заменили устаревшие. Турецкие лётчики и техники осваивали новое вооружение в США, затем был создан учебный центр. В 1974-ом Италия заключила контракт с Турцией и поставила ей пятьдесят четыре произведённых по американской лицензии истребителя F-104S. Германия безвозмездно передала ВВС Турции девяносто учебных самолётов TF-104G, которые тоже произведены по лицензии США. Более того, стараниями немцев в Кайсери построен авиазавод - пятнадцать транспортников в год. Естественно, в результате обновления самолётного парка и обучения турецких военных специалистов боевые возможности военно-воздушных сил значительно возросли.
Давно не прекращающиеся конфликты на Ближнем Востоке определённо показывают, что Турция проводит агрессивную внешнюю политику. И особая ставка делается именно на боевую авиацию. Стоит вспомнить военный конфликт в Сирии и нападения турецких подразделений на военно-воздушные суда РФ. Сейчас отношения между двумя странами приобретают очертания зыбкого мира, тем не менее доминирующее положение Турции занять не удастся. Гегемонистские устремления её на Азиатском пространстве подпитывало членство в НАТО, но после странным образом возникшей попытки военного переворота турецкое руководство уже не столь доверчиво по отношению к коалиции. Официальная Анкара всё так же уповает на роль своей боевой авиации во внешнеполитической борьбе, но антироссийским тараном в руках НАТО быть перестала. Во всяком случае, на какое-то время.
Сравнение ВВС
России и Турции есть что совместно вспомнить. В течение всей истории отношений двух стран войны начинались двенадцать раз, причём локальные конфликты в это число не входят. Последняя война была сто лет назад - Первая мировая. Однако в 2016 году опасность прямого военного столкновения снова оказалась высока. Этому послужило уничтожение нашего Су-24, ответная реакция на которое была для Турции весьма ощутимой. Несмотря на это, военные действия не начались. Россия почти уничтожила турецкий бизнес запретом отдыха россиянам в этой стране. И о возможном военном столкновении говорили даже профессионалы: и генералы, и дипломаты. Вот в свете этого, несмотря на то что конфликт как бы улажен, а извинения принесены, есть смысл выяснить потенциал турецкой и российской армий в сравнении.
Самое вероятное место столкновения авиации двух стран - северная Сирия, где получают турецкую поддержку сирийские бандиты. За счёт чего Анкара так уверена в себе, что не боится ответного удара со стороны авиации России? Основа ВВС Турции - американский истребитель четвёртого поколения - F-16 (один из них и сбил наш бомбардировщик ударом в спину), их у Турции двести восемь штук. К ним можно прибавить различные модификации устаревшего американского истребителя NF-5 (1964 год) - их у турецких ВВС сорок одна штука. По сравнению с первым - вполне ещё рабочей лошадкой, хотя и тоже старенькой - этот истребитель подлежит непременной замене.
Наши ВКС (Воздушно-космические силы), безусловно, превосходят турецкие. Есть и штурмовики, и стратегические, и фронтовые бомбардировщики Ту-160 и Ту-95, хорошо показавшие себя в борьбе с запрещённой на территории РФ террористической организацией ИГИЛ. У нас есть триста тридцать истребителей разных модификаций Су-27, шестьдесят самолётов Су-30, сорок Су-35С, около двухсот МиГ-29, сто пятьдесят МиГ- 31 и наиболее боеспособные истребители новой постройки - Су-30 и Су-35, с бортовой радиолокационной станцией. Они значительно превосходят всё, что существует в авиации на сегодняшний день.
Авиасредства поражения
Корректируемые авиабомбы КАБ-500-С и КАБ-1500, которые имеются на вооружении российских ВВС, плюс крылатые ракеты Х-555 и Х-101, которые тоже являются неплохим средством поражения противника, достаточно эффективны. Ещё требует работы проблема ракет средней дальности класса воздух-воздух, но и она постепенно решается. Основная ракета этого класса у наших ВКС - весьма старинная Р-27, у которой имеется полуактивная радиолокационная головка для самонаведения. Лётчику достаточно сложно вести её до цели, поскольку нельзя маневрировать для точного попадания. А в напряжённой и переменчивой боевой обстановке это не слишком хорошая позиция. При резком манёвре боеголовка может в цель не попасть.
Работа ведётся, Р-27 подвергается изощрённой модификации, получая тепловое самонаведение. Эта функция освободит лётчика от необходимости вести ракету, однако даже такое усовершенствование не сделает это вооружение передовым. Здесь турецкие ВВС пока в приоритете, поскольку вооружены американскими ракетами AIM-120 AMRAAM, которые можно пустить в цель и забыть о них. Они цель найдут. Возможности у лётчика для манёвров при этом гораздо большие, чем у пилотов российских истребителей. Остаётся уповать на лучшее мастерство и обученность наших экипажей, поскольку именно это определяет исход каждого воздушного противостояния.
Итоги
Поскольку российские ВКС имеют помимо многоцелевых истребителей фронтовые бомбардировщики и стратегические для уничтожения самых важных целей в инфраструктуре неприятеля, причём в значительно больших количествах, то преимущество в сравнении на стороне наших ВВС. Да и другие типы летательных агрегатов (бомбардировщиков, штурмовиков, вертолётов, военных транспортников) у нас представлены в неизмеримо большем количестве. Преимущество неоспоримо. Хотя Турция интегрировалась в систему ПВО НАТО, а американская Patriot имеет дальность поражения до восьмидесяти километров, Россия вооружена новейшими системами С-300 и С-400, у которых дальность обнаружения почти пятьсот километров.
Разместив эти комплексы в сирийской Латакии, Россия воочию убедилась в том, что Турция нервничает, поскольку под контроль попала значительная часть юго-востока страны. Резюмируя сравнение ВВС России и Турции, нужно признать, что в случае войны преимущество останется за Россией, поскольку у нее боеспособных самолётов больше, их количество и качество продолжает расти, перевооружение идёт полным ходом, пополняя авиацию новыми и более совершенными боевыми машинами. Однако бои лёгкими не будут, поскольку нельзя назвать слабыми ВВС Турции (фото это демонстрирует). А значит, лучше бы никакой войны вообще не случилось.