Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития
Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления.
В псевдорусском стиле есть много элементов, заимствованных из европейской архитектуры и культуры. Можно сказать, что национальными здесь являются только творческие мотивы. Именно поэтому стиль имеет такое название.
Возникновение
В середине 19 века, когда начинается мода на национальные мотивы и течения, многие художники и архитекторы России принимают решение создать определенный «сплав» из старых народных форм, но при этом не жертвовать современными (для того периода) достижениями. Так появляется псевдорусский стиль. Он предназначается для того, чтобы возродить народное творчество России, использовать его не только в мелких игрушках, ремесленной деятельности или, например, мебели, но и в более масштабных проектах.
Самое главное отличие заключается в стилизации. Псевдорусский стиль настолько гибок, что его можно сочетать с другими архитектурными направлениями, включая модерн и романтизм.
Развитие
Псевдорусский стиль включает в себя несколько течений. Они появлялись по мере его развития:
- Русско-византийский. Возникший в 1830-х годах, данный стиль широко практиковался при строительстве религиозных христианских зданий (храм Христа Спасителя, Вознесенский собор, Большой Кремлевский дворец).
- Романтизм и славянофильство. На самом деле стиль, который появился чуть позже предыдущего, не имеет названия. Но на него повлияли перечисленные архитектурные течения. Ярким примером является Погодинская изба.
- Ропетовщина. Направление появляется в 1870-х годах, оно перенасыщено народной культурой и крестьянским зодчеством (Терем, Типография Мамонтова). Именно это течение получило широкое распространение из-за пропаганды известного критика Стасова.
- Официальный. Пузатые колонны, фрески с национальным орнаментом, низкие потолки в виде сводов – все это характерные черты направления. Здесь также отдается предпочтение традициям и народному творчеству. Примеры – Верхние торговые ряды, здание Исторического музея.
- Неорусский. Он появляется в начале 20 века. Архитекторы склоняются к монументальной простоте, поэтому они объединяют элементы древних памятников и традиции северного зодчества. Многие замечают сходство с модерном (церковь Спаса Нерукотворного).
Особенности появления
Как и в любой другой стране, в России был период заимствования. Различные мотивы и течения перенимались у Европы, восточных государств и Запада. И настало время нехватки национальных элементов. Поэтому псевдорусский стиль в России, равно как его появление, можно считать закономерным.
Особенности данного архитектурного направления заключаются во многом. Преобладающие цвета – бежевый, белый и красный.
Характерные черты
Псевдорусский стиль в архитектуре имеет свои отличия, по которым его определяют. Характерные черты можно просмотреть в таблице.
Элементы | Характеристика |
Крыши | Высокие, шатровые, с двумя скатами |
Линии | Строгие вертикальные и горизонтальные, изредка дополняющиеся плавными изгибами |
Форма | Множество разных объемов |
Двери | Обрамляются колоннами, расширяющимися к центру и сужающимися у основания; украшаются сенью |
Окна | Мелкие, но частые; преобладают прямоугольные формы, иногда закругляются кверху; украшаются висячей гирькой |
Очень часто при строительстве использовался декор крыши в виде крутящегося петушка или флага.
Многие здания в России, дошедшие до современности, подходят к описанию и характерным чертам псевдорусского стиля.
Заключение
В начале 20 века псевдорусский стиль и тяга к соответствующему строительству постепенно начинают угасать. Фасады многих зданий со всеми башенками, высокой кровлей, частыми небольшими окнами перестают подходить для архитектурного и административного назначения строений.