Михайловский Златоверхий монастырь: описание, история, оформление, фрески и мозаики

Михайловский Златоверхий монастырь, древнейшая святая обитель Киева, включает в свой комплекс величественный храм, возведённый во имя архангела Михаила, покровителя города. Кроме несомненных художественно-архитектурных достоинств собора, его особенностью является то, что он был первым на Руси храмом, купола которого покрывало золото. Это и дало название всему монастырскому комплексу.

Собор, возведённый князем Святополком

Принято полагать, что строительство монастыря связано с именем киевского митрополита Михаила, выдающегося церковного деятеля X века. Однако возведение знаменитого златоверхого собора началось лишь спустя столетие, во времена правления князя Святополка Изяславича. Приняв крещение, он был наречён Михаилом, и возведение храма стало знаком его смиренного преклонения перед дарованным ему небесным покровителем.

Возведённый благочестивым князем, собор занимал немаловажное место в жизни горожан, так как Киев находился под небесным покровительством архангела Михаила. Неслучайно Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, в комплекс которого он входил, с XII века стал местом захоронения лиц княжеского рода. Это был своего рода пантеон, запечатлевший на своих могильных плитах значительный период истории Киевской Руси.

Первые золотые купола на Руси

В 1108 году свершилось знаменательное событие в жизни монастыря: из византийской столицы Константинополя были перенесены в него мощи великомученицы Варвары, ставшие главной святыней обители. К этому же периоду исследователи относят и рождение новой по тем временам архитектурной традиции золочения куполов. Церковь святого архангела Михаила была первой на Руси, где зодчие осуществили это новшество.

Нашествие татар и польская юрисдикция

Тяжело отразились на судьбе обители годы нашествия иноплеменных завоевателей. Среди них наибольший ущерб монастырю причинили полчища татар, захватившие Киев в 1482 году. Ими были разрушены многие постройки на территории обители и уничтожены бесценные памятники древнерусской живописи и письменности.

Когда Михайловский Златоверхий монастырь, вместе со всем Киевом, попал под юрисдикцию польских королей, ему были жалованы грамоты, дававшие право самостоятельно избирать игуменов и обеспечивавшие независимость от церковной власти митрополитов и произвола воевод. Это послужило толчком к его развитию, и, как следует из исторических документов той эпохи, к середине XVI века обитель становится крупнейшим и богатейшим религиозным центром Киева.

Борьба с униатами

Свидетелем драматических событий Михайловский Златоверхий монастырь стал в начале XVII века, когда король Польши передал его во владение униатов – представителей греко-католической церкви, пытавшейся распространить своё влияние на территорию южных и юго-западных районов России.

Их попыткам овладеть монастырём и принадлежащими ему имениями положили конец казаки, с оружием в руках вставшие на защиту отеческих святынь.

Кровь защитников обители пролилась не зря. Благодаря их мужеству монастырь остался в ведении православной церкви, а его игумен Иов Борецкий был возведён в митрополиты. Оставшись жить в стенах обители, он тем самым значительно повысил её статус, сделав на долгие годы постоянной митрополичьей резиденцией.

События XVII-XVIII веков

Очередным важным этапом в жизни обители стал 1654 год, когда произошло присоединение Киева и подвластных ему территорий к Российскому государству. Несмотря на то что Михайловский Златоверхий монастырь лишился части своих земельных имений, ставших собственностью Речи Посполитой, эта потеря была с лихвой возмещена гетманами и казацкими старшинами, отписавшими во владение монахов значительные территории, расположенные в Левобережной Украине. Начиная с 1800 года монастырь стал также резиденцией викариев киевской епархии.

В период XVII-XVIII веков весь комплекс зданий подвергся значительной перестройке в модном для того времени стиле барокко. В результате проведённых работ древнюю, ещё домонгольскую церковь включил в себя собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. От неё остались лишь алтарные абсиды, фрагменты стен и центральный купол. Особое внимание было уделено старинным мозаикам и фрескам, украшавшим стены храма. Достаточно изученные искусствоведами, они были впоследствии расчищены и отреставрированы.

Вспоминая дореволюционную историю монастыря, нельзя не упомянуть принадлежавший ему скит, построенный недалеко от Киева, и находившийся поблизости от него одноименный женский монастырь, переведённый в 1712 году на Подол. Эта святая обитель была также основана в честь небесного покровителя города – архангела Михаила.

Разрушение собора в советский период

Ни от татарских полчищ, ни от иноземных завоевателей Михайловский Златоверхий монастырь не понёс таких невосполнимых утрат, как от собственных граждан, охваченных в советский период атеистическим безумием. Когда столица УССР была перенесена из Харькова в Киев, и потребовалось много места для строительства административных зданий, республиканские власти распорядились снести старинный собор.

Несмотря на все попытки искусствоведов спасти от разрушения уникальный памятник старины, в 1934-1936 году были проведены работы по его демонтажу. Мозаики и фрески Михайловского собора Златоверхого монастыря удалось частично спасти. Они были укреплены на новом основании и помещены в Софийском соборе, расположенном в центре Киева.

Православные святыни, ставшие музейными экспонатами

Для сохранения мозаичного панно «Евхаристия» пришлось построить в помещении выставочного зала Софийского собора стену, в точности воспроизводящую очертания алтарной абсиды Михайловского храма. Прочие фрагменты мозаики и фресок вошли в коллекции музеев Москвы, Ленинграда и Киева.

В период немецкой оккупации мозаика и фрески, украшавшие некогда Михайловский Златоверхий монастырь, были вывезены в Германию. По окончании войны они вернулись в нашу страну, но уже не на берега Днепра, а в музейные фонды других городов. Мощи великомученицы Варвары, на протяжении многих веков являвшиеся главной святыней монастыря, с начала шестидесятых годов покоятся во Владимирском соборе Киева. Мозаичные изображения Михайловского Златоверхого монастыря можно было увидеть в Москве, Ленинграде и Новгороде.

Следует констатировать весьма печальный факт. План строительства административного здания на том месте, где прежде находился главный собор Михайловского Златоверхого монастыря, так и не был реализован. Уничтожив ценнейший памятник древнерусского храмового зодчества, власти оставили на его месте пустырь, в течение всего советского периода свидетельствовавший об их варварском отношении к собственной истории.

Возрождённая святыня

Восстановленный в конце девяностых годов по проекту архитектора Ю. Лисицкого, храм был торжественно открыт 30 мая 1999 года. В него вернулись многие предметы былого убранства, хранившиеся до той поры в музеях страны, а фронтон украсила копия старинной скульптуры архангела Михаила.

На колокольне, воссозданной по старинным изображениям, установили современный музыкальный инструмент – карильон. С его помощью профессиональные музыканты исполняют сложные духовные композиции.

Комментарии