Портрет Моцарта – гений чистой красоты

Что стоит за музыкой в жизни человека? Некоторым она совершенно не нужна. Да, есть и такие. Некоторые не могут и дня провести без легкой танцевальной ритмичной музыки. Этот список можно продолжать. Произведения Моцарта захватывают и останавливают даже равнодушного к музыке человека, если по каким-либо причинам он начинает в них вслушиваться.

Любовь в творчестве композитора

Музыкальная одаренность Вольфганга Амадея проявилась в раннем детстве. Ему были подвластны все музыкальные жанры. Музыкальный портрет Моцарта – это космогоническая гармония, в основе которой лежит любовь. Радость и муки первой любви, когда возлюбленная отказала ему вступить в брак, помогли ему достичь небывалых творческих вершин.

В «Свадьбе Фигаро» юный паж Керубино весь трепещет от охватывающего его чувства. Он влюблен во всех женщин разом, лихорадочно возбужден и не может контролировать свое поведение. В «Дон Жуане» Моцарт достигает глубочайшего трагизма, показывая, какой могучий вечный неуправляемый инстинкт двигает его героем.

Симфония № 40 (соль минор)

Она состоит из четырех частей. К этому времени Моцарт пережил смерть детей и матери, тяжело болел его отец, которому он не мог помочь, поэтому тема смерти звучит в первой, второй и четвертой частях симфонии. Это портрет Моцарта - человека, переживающего душевную трагедию.

Первая часть симфонии начинается сразу с тревожных нот, и в ней, как и в четвертой части, идет борьба со злым роком. Вторая часть неторопливая, созерцательная, наполненная светом, ласковыми просящими интонациями. Она переходит из ми-бемоль мажора в соль минор, в менуэтный рисунок третьей части, в котором нет тепла, но есть суровая и мрачная сила. Финал (четвертая часть) двойственен. В нем нерасчленимо слышатся приподнятость и горечь, подавлено чувство непонятной тревоги. Произведение завершается сурово и горько. Таков музыкальный портрет Моцарта в этом известнейшем произведении.

Моцарт - композитор на все времена

Феноменальные детские задатки великого композитора развились с необычайной силой. От природы ему было дано абсолютно все: слух, память, ритм, музыкальная фантазия. И он с неутомимым увлечением познавал законы музыки. Он любил сочинять, делая это с огромной быстротой и охотой.

Но записывать было для него тяжелой мукой. Например, увертюру к опере «Дон Жуан» композитор записал ночью за несколько часов до исполнения. В его жизни было три периода, когда он менялся как человек и композитор.

Первая зрелая опера «Идоменей», была написана, когда разрушилась его любовь. Произведения, созданные между «Свадьбой Фигаро» и «Дон Жуаном», определяют второй период его творчества. И последний заключительный год жизни обозначается созданием «Волшебной флейты» и «Реквиема».

Этот композитор только кажется легким и воздушным. Цель его творчества – приобщение к мировой гармонии. Таков Моцарт. Портрет композитора состоит из поисков путей к духовным началам всего живого, всего сущего.

Моцарт в жизни

Творчество было смыслом жизни композитора. Без него творец не мог существовать. Но он весь был соткан из противоречий. Моцарт любил клоунады и веселье, розыгрыши и юмор. Высокомерие не было ему присуще. Деликатность, честность, гордость, простодушие и доверчивость завершают психологический портрет Моцарта.

Моцарт в изображениях

Если просматривать портреты Моцарта последовательно, то можно отметить, что это был волевой, энергичный человек. Портрет Моцарта (фото представлены в статье) показывает сосредоточенного человека. У композитора всегда выделялся нос, поэтому художники часто изображали его главенствующим на картинах.

По свидетельствам людей, близко его знавших, выражение его лица постоянно менялось. Оно живо отражало все его чувства.

Таким представляется величайший композитор в первом приближении. Необходимо слушать его музыку, познавая его и себя самого.

Комментарии