Сочинение по картине "Друзья" Е. Широкова
Написание текста по картине в средней школе подразумевает умение и формулировать общие впечатления от увиденного произведения, и объяснять их, и рассказать о тех деталях, которые создают настроение. Кроме того, ученик должен показать навыки последовательного и логичного изложения своих мыслей, структурируя текст и соблюдая композицию. Сочинение-описание картины Широкова «Друзья» обычно не вызывает трудностей в мотивации выполнения задания, так как сюжет произведения оказывается близок большинству подростков. Для того чтобы подготовить их к успешному выполнению задания, следует обратить внимание на значимые детали, цвета, композицию картины, а также помочь сформулировать свои мысли и ассоциации.
Общий сюжет и ошибки его восприятия
Прежде чем школьник начнет писать сочинение по картине «Друзья», необходимо, чтобы он разобрался в общем сюжете картины. Как это ни странно, от школьников часто ускользают немаловажные детали, мешающие понять, казалось бы, очевидное. Так, например, во многих школьных сочинения можно прочитать о том, что сюжет картины заключается в том, что «собака смотрит на мальчика, пытаясь уловить его настроение и утешить», между тем на картине, как известно, изображено прямо противоположное. Дети часто ошибаются даже в том, где находятся персонажи (от них можно услышать, что мальчик и собака «сидят на диване»).
Помощь при понимании сюжета
Чтобы организовать внимание автора и помочь ему написать сочинение-рассказ по картине «Друзья», не ошибившись в понимании общего содержания произведения, можно задать ему следующие приблизительные вопросы:
- Где лежит собака? Где сидит мальчик?
- Куда направлены взгляды персонажей? Почему?
- В какой позе лежит собака? Что можно сказать о ее состоянии?
- Какая поза у мальчика? Каково выражение его лица? Что можно сказать о его настроении?
- Что можно сказать о том, что происходит в их жизни?
- Каковы цвета картины? Какое впечатление они производят? Какие догадки о сюжете подтверждают?
Место расположения персонажей
Сочинение-описание картины Широкова «Друзья» можно начать именно с того, где располагаются герои.
Мальчик и собака находятся на полу: или на подстилке собаки, или на специально расстеленном для них пледе. То, что мальчик сидит на полу рядом с собакой, свидетельствует об их близких отношениях, о том, что собака занимает большое место в его жизни. Величина пледа-подстилки, которой хватает и для животного, и для ее юного друга, говорит о том, что они часто так проводят время.
Позы персонажей
Дети часто интуитивно понимают позы людей и животных, и картина Е. Широкова «Друзья», сочинение по которой подразумевает умение «читать» язык тел и жестов, - хорошая возможность для школьника воспользоваться своим жизненным опытом и интуицией. Положения тел персонажей очень говорящие. Сочинение-описание по картине «Друзья» Е. Широкова не может обойтись без рассказа о них.
Собака лежит на животе, положив морду на лапы. Такая поза обычно ассоциируется с напряженным состоянием собаки. В реальности так может лежать просто уставшее животное, однако традиционно эта поза ассоциируется с болезнью, грустью или ожиданием. Глаза собаки открыты, что говорит о том, что она не просто отдыхает.
Мальчик сидит удобно и привычно. Он не просто присел на минуту погладить животное, а уже долго находится в этой позе и, скорее всего, еще долго не уйдет.
Взгляды персонажей
Думая над тем, как продолжить сочинение по картине «Друзья», школьник с готовностью обратит внимание и на направление взглядов персонажей.
Глаза собаки, как уже было сказано, открыты. Она не спит и не дремлет, и при этом ее взгляд не сфокусирован ни на мальчике, ни на зрителе, ни на чем-либо. Она будто смотрит в пустоту. Этот взгляд исключает понимание ее позы как положение покоя, умиротворения, отдыха. Она либо чутко слушает мальчика, либо страдает от боли, либо чего-то с напряжением ожидает.
Внимание мальчика полностью сосредоточено на животном. Он не только смотрит на собаку – вся его поза обращена к ней. Он либо напряженно думает о ней, либо обращается к собаке в своих ожиданиях, переживаниях, находит в ней понимающего слушателя. Именно с собакой в данный момоент связаны все мысли, переживания и ожидания мальчика.
Что происходит в их жизни?
Сочинение по картине «Друзья» Е. Широкова, как и любой другой текст о произведении живописи, не исключает и размышления о том, что происходит в жизни героев.
Положение, позы и взгляды героев диктуют возможные интерпретации сюжета.
Персонажи явно объединены общими переживаниями. Возможно, собака больна, и мальчик переживает за нее и находится рядом, так как не может иначе. В его позе есть что-то обреченное, неторопливое. В ней нет отчаянья, скорее – смирение.
Возможно, мальчику и собаке предстоит разлука. В позе животного чувствуется одиночество, отрешенность и покорность. Ни она, ни ее друг не сопротивляются происходящему, в их образах не читается ни отчаянья, ни протеста. Возможно, они проходят через это не первый раз.
Может быть, в жизни собаки случилось что-то непоправимое, и мальчик пытается как-то сгладить ее одиночество, утешить и успокоить.
Кроме того, школьник вполне может интерпретировать эту картину и иначе. Вполне возможно, что мальчик сам ищет успокоения в понимании собаки, адресует ей свои переживания. Однако если прочитывать все детали картины как значимые, то этой трактовке сопротивляется напряженный взгляд собаки. Вполне вероятно, каждый из них переживает о чем-то своем.
Фантазирование на тему этих возможных сюжетов может занять значимую часть произведения. Здесь же будет уместным и рассказ о случае из своего жизненного опыта.
Цвета
Сочинение по картине «Друзья» легко поддается логике интерпретации базовых цветов. Бедное по колориту произведение прежде всего акцентирует внимание на красном пледе цвета крови. Этот фон создает ощущение тревожности, напряжения. «Детский» сюжет – мальчик и его четвероногий друг, ассоциирующийся с беззаботностью и жизнью, вступает в противоречие с ощущением тревоги и напряжения. Это противоречие усиливается сочетанием синего и красного – неудачного с точки зрения цветовой гармонии. Серый цвет стен подчеркивает противоречие и ощущение тревоги, тоски.
Название
Название «Друзья» может оказаться богатым полем для размышлений автора сочинения. Уместно будет в той или иной форме выразить мысль о том, что дружба – это не только совместные радости, но и совместное горе, это и боязнь потери.
В целом сочинение-описание по картине «Друзья», отражающей понятный для школьников сюжет, дает большие возможности для самовыражения детям любой степени заинтересованности в предмете, так как его написание опирается именно на жизненный и личный опыт ребенка. Если правильно организовать его впечатления, направить внимание и помочь структурировать будущий текст, написание сочинения не составит труда.