Анна Плисецкая: последняя представительница династии

Слава служителей Терпсихоры (богини танца), в отличие от великих музыкантов, живописцев или поэтов, переживает творческий век совсем ненадолго, к сожалению. О самых лучших знаменитых танцорах обыватели могут судить, в основном, по немногочисленным изображениям, мемуарам их современников, несколько позже — по фотографиям. И только в последние годы появилась удивительная возможность запечатлеть танец на кинопленку. Анна Плисецкая – молодая представительница династии Плисецких-Мессереров. Небольшая известность пришла к ней еще в детстве, когда она сыграла Джейн Бэнкс в фильме о необыкновенной няне Мэри Поппинс.

Детские годы

Маленькая Анна Плисецкая появилась на свет в столице Советского Союза — в Москве — 18 августа 1971 года. Мама Анечки, Марианна Седова, была балериной Большого театра, папа, Александр Плисецкий (брат Майи Плисецкой), — балетмейстером. Существует семейная легенда, что имя девочке придумала сама Майя Плисецкая, ее великая тетушка. Как раз в то время ее муж, Родион Щедрин, завершал работу над «Анной Карениной». Вот балерина и пришла в семью брата с предложением этого имени. Родители были не против.

Семья переехала в Латинскую Америку, поэтому детство Ани прошло там, в Лиме. Ее отец основал там балет.

Дебют в кинематографе у маленькой Анечки состоялся, когда ей исполнилось три годика. Она сыграла крохотную эпизодическую роль в фильме «Анна Каренина» (режиссер Маргарита Пилихина).

Город на Неве

Еще раз она появилась на экранах в фильме «Мэри Поппинс, до свидания». Ее выбрали на роль дочери четы Бэнкс — Джейн Бэнкс. Это был 1984 год.

Сегодня о переезде в северный город Ленинград Анна Плисецкая говорит с легкостью и признательностью. Она понимает, что это был ее счастливый билет в будущее. Но в возрасте девяти лет это было для нее трагедией. Тогда она плакала горючими слезами, искренне не понимая, почему при упоминании ее фамилии руководство хореографического училища начинает слишком волноваться.

Леди Мэри...

В Вагановском девочку, подающую большие надежды, встретили довольно приветливо. И уже спустя пару лет, когда она превратилась в отличницу и стала перспективной балериной, совершенно спокойно отпустили в столицу на каникулы, на съемки картины о необычной няне Мэри.

С момента выхода фильма на экраны прошло уже тридцать лет. Но до сих пор это время Анна Плисецкая вспоминает с особым чувством. На съемочной площадке ей довелось увидеть, как играют знаменитые советские актеры, напитавшись от них волшебной силой искусства.

Ее пригласила на пробы второй режиссер этого фильма. Потом Анна узнала, что до этого просматривали огромное количество деток. Кстати, многие из них принимали участие в финальной сцене картины. Перед тем как няня навсегда улетает, взрослые персонажи этой истории получают возможность встретиться со своим детством.

Первые достижения

Анна Плисецкая, биография которой интересует многих ценителей балета, как-то вспоминала о том, что она понравилась себе в этом фильме. Как она говорила в одном из интервью, там она была хорошей, правильной девочкой. Правда, ей не удалось насладиться сполна славой, обрушившейся на нее после выхода картины на экраны: детства, как такового у нее не было, в училище был достаточно насыщенный график; ученицы поднимались в восемь часов утра и ложились в одиннадцать вечера. Да и успех у нее уже был постоянным, но на сцене. К этому времени Анна Плисецкая уже танцевала соло в Мариинке. График был довольно плотным, поэтому о съемках в фильме не осталось много воспоминаний.

Возможно, что везение у нее было переменным. И тут «виновата» не только фамилия. Пик ее карьеры на сцене пришелся на сложные 90-е годы. Ситуация сложилась таким образом, что ей пришлой уйти из Мариинки, хотя она этого очень не хотела. Спектаклей ставили теперь очень мало, а она была молодой балериной и очень хотела работать. Но здесь за месяц она получала сумму, равную гонорару балерины за один рабочий день на Западе. Почти все ее сокурсники уехали за границу. Но Анна хотела танцевать на родине. И она стала подрабатывать, самостоятельно организовывая выступления. Это очень не понравилось худруку. Он сообщил ей, что Плисецкая не имеет права нигде выступать. Пришлось расставаться с родными стенами...

Да, довольно странно звучит «пенсионерка в 36 лет». Но она пробовала себя в разных ипостасях. Плисецкая играет в спектаклях, трудится над вокальной программой (ей очень нравится петь) и дает концерты. У нее есть мечта — сниматься в кино.

У нее достаточно сильный балетный репертуар. Она танцевала в «Русской», «Жизели», «Половецких плясках», «Лебедином озере», «Сильфиде» и многих других. Но не боится обращать свой взор на другие виды искусства. На протяжении трех лет, с 2000 по 2003 годы, в команде с коллективом ГЦКЗ «Россия» Плисецкая, балеты которой всегда были маленьким чудом, работала над созданием программы, которая бы могла воплотить идею развития одарённых и профессиональных деток в различных областях: в области оперы, балета, музыки и циркового искусства.

В последние годы она организует концерты и работает над постановкой спектаклей.

Отношения с тетей

Как правило, в интервью журналисты частенько задают Анне вопрос о том, какие отношения связывают ее с великой балериной двадцатого века, которая по совместительству является сестрой ее отца, Майей Плисецкой. Но Анна никогда не любила такое вмешательство в ее семью. Она отвечала очень просто: отношения близкие ровно настолько, насколько это возможно для двоих людей, живущих в разных странах. К тому же она никогда не работала в Большом театре, как тетя, поэтому никакой конкуренции или ревности никогда не было.

Но есть один вопрос, на который никогда не дает ответ Анна Плисецкая. Личная жизнь балерины остается без единого комментария от нее. С одной стороны, она не считает себя достаточно звездным человеком, которого можно было бы безостановочно обсуждать, с другой — уверена: эта сторона ее жизни только ее, и посвящать посторонних в этот мир она не намерена.

Комментарии