Что такое теософия в философии и что она изучает? Теософия - это...
В статье представлена информация о таком движении, как теософия. В философии это понятие используется как в узком, так и в широком смыслах. Мы поговорим об этом, а также подробно остановимся на особенностях учения, основанного Блаватской. Именно с ним чаще всего ассоциируют интересующее нас понятие.
"Теософия" – это слово, которое происходит от двух греческих слов, в переводе означающих "Бог" и "мудрость". Если их сложить, мы получим "божественная мудрость". Вот что означает это слово. Что такое теософия и что она изучает? Читайте статью, и вы узнаете ответ на этот вопрос.
Первые теософы
"Теософия" - это термин, который употреблялся еще со 2 века н. э. Его использовали неоплатоники, к которым относился Аммоний Саккас и его ученики. Они создали философскую систему, основной целью которой являлось примирение всех религий. Теософы хотели утвердить общую систему и универсальный принцип этики, которая основана на вечных истинах. Термин "теософия" в "Ареопагитиках" выступает в качестве синонима термина "теология". Однако впоследствии два этих направления разошлись.
Противопоставление теологии
Некоторое время спустя теология и теософия начали противопоставляться. Первая из них опиралась на догматы церкви и идею откровения. Теософией же начали называть познание бога через мистический опыт, то есть общение с ним в состоянии экстаза. Другими словами, это было учение о божестве, опирающееся на субъективный опыт, но пытающееся изложить полученные результаты в виде связной системы, к чему не стремились чистые мистики.
Теософия в широком и узком смысле
В широком смысле теософия - это движение, включающее в себя неоплатонизм, гностицизм, герметизм, каббалу, розенкрейцерство. Однако чаще всего употребляется узкий смысл этого слова. В этом случае теософия - это движение, к которому относятся мистические теории 16-18 веков, находившиеся, как правило, за пределами той или иной конфессии и в целом церковной христианской традиции. Это, в частности, теории Якоба Беме, Л. К. де Сен-Мартена, Парацельса (портрет представлен выше), Ф. Этингера, Э. Сведенборга и др. Многие мыслители (к примеру, последователь теософии Парацельс) считали, что это движение включает не только опыт созерцания Божества. К нему относится также совершение чудес (тауматургию) и познание тайн внешней природы.
Теософия Блаватской
Термин "теософия" в философии - это в еще более узком смысле учение, фрагменты и основы которого изложены в труде Елены Петровны Блаватской. Последователи теософии убеждены в том, что в ней объединяются основа и сущность всех мировых религий. Е. П. Блаватская в основу этого движения положила следующий девиз: "нет религии выше Истины". Он был позаимствован Еленой Петровной у Махараджи Бенареса. Теософия (цитаты из книги Блаватской свидетельствуют об этом) основывается на том, что люди, которые не посвящены в те или иные эзотерические учения, не могут познать Абсолютную Истину. Интересующее нас движение считается квинтэссенцией эзотерических учений.
Елена Блаватская
Елена Петровна Блаватская (годы жизни – 1831-1891) является основательницей теософии. Она родом из дворянской семьи с немецкими корнями. Елена Андреевна Фадеева, мать Елены Петровны, была писательницей. Муж Фадеевой был офицером, командовавшим батареей конной артиллерии. Елена Петровна в возрасте 17 лет вышла замуж. Супругом ее стал Николай Блаватский, пожилой генерал. Однако она рассталась с ним уже через 3 месяца. Блаватская официально разведена не была, долгое время выдавала себя за вдову. Однако супруг ее даже пережил. Елена Петровна всю жизнь путешествовала по Западу и Востоку, нигде не задерживаясь.
Блаватская основала теософское общество в Нью-Йорке в 1875 году. Его фундаментом является работа Елены Петровны "Тайная Доктрина". В ней представлены основы космогенезиса (сотворения мира), краткая история религий, антропогенезис (история человечества) и др.
Цели теософского общества Блаватской
Блаватская заявила, что цели созданного ей теософского общества следующие:
1) изучение мировых религий в целях их сравнения и создания универсальной этики;
2) исследование и развитие скрытых сверхъестественных (божественных) сил в человеке;
3) братство без различия религии, цвета кожи, рас или социального положения.
Теософское общество сегодня имеет представительства во множестве стран мира (в нескольких десятках государств). Штаб-квартира его расположена в Адьяре (Индия). Практическая теософия, однако, распространяется целым рядом самостоятельных обществ. Мы подробно расскажем о них чуть позже.
Три "истины"
Теософское учение базируется на "догматах", трех "фундаментальных истинах". Первая из них: непреложный, беспредельный, вечный и вездесущий Принцип – это первопричина и источник мироздания. Нам ничего не известно о Принципе, кроме его существования и того, что благодаря ему был создан мир. Вторая "истина" гласит, что вселенная вечна и является цикличной в своем развитии. И последняя, третья, - существует всемирная душа, которая тождественна душе каждого человека. Блаватская полагает, что это и есть "высшее я" каждого из нас.
Согласно первой "истине", человек может постигнуть Абсолют через безличностные по природе своей проявления его. Они выражаются в законах, которые управляют жизнью всей вселенной. Следующая, вторая "истина", учит, что в своем развитии душа эволюционирует ко все более совершенным формам. Этот процесс происходит в соответствии с циклами. Вселенная также развивается циклично в вечности. В этом процессе нет моментов начала и конца. Согласно третьей "истине", человеку присуща "божественность", поскольку его душа тождественна всемирной превысшей душе. Отметим, что эта доктрина теософии аналогична той, которая представлена в учении адванта-веданты. Идея обожествления человека следует из этого положения. Каждый из нас есть Бог. Блаватская полагала, что сущность человека и Бога идентичны.
Эволюция души в теософии
В качестве одного из главных законов мироздания теософское направление признает закон кармы, как и закон реинкарнации (перевоплощения). Эволюция души (монады), согласно этому учению, происходит следующим образом. Монада сначала живет в минеральном царстве. Она превращается в камень. Затем следует царство растений, животных, человека и ангелов. На каждой планете эволюция монады может проистекать лишь в одном царстве. Для того чтобы продолжить развитие, она через некоторое время меняет планету.
Таковы основы теософии. Предлагаем познакомиться и с организациями, существующими в рамках этого движения.
Виды теософских организаций
Итак, в конце 19 века появилось оккультное движение, названное теософией (в узком смысле слова). Большой популярностью при жизни Е. П. Блаватской оно не пользовалось, главным образом из-за того, что репутация Елены Петровны была сомнительна. Вокруг ее имени постоянно вспыхивали скандалы. Кроме того, заявления, которые делала Блаватская, были недоказуемы.
Однако вскоре после кончины Елены Петровны, произошедшей в 1891 году, началось увлечение востоком, поэтому это учение оказалось востребованным. Интересующее нас движение раскололось на несколько ветвей. В мире сегодня существует 4 вида организаций, которые относятся к теософии.
Главным среди них является Международное Теософическое Общество (МТО). Его штаб-квартира расположена в Индии (Адьяре). Оно считается самым первым, которое было создано еще Блаватской. У этого общества есть представительства во многих государствах мира.
Второе – Теософическое общество, имеющее штаб-квартиру в США (Пасадене). Оно тоже международное. Это общество происходит от американской секции, которую возглавлял Уильям Джадж. Вскоре после смерти Елены Петровны Блаватской оно стало отдельным. Его отделения встречаются во множестве стран мира, но они не столь популярны.
Третий тип организаций – Национальные теософические общества. Это, как правило, ветви МТО, которые утратили связь с ним. Это также могут быть структуры, созданные на местах энтузиастами.
Четвертый тип – организации, которые основаны как альтернатива ТО. Это, например, различные антропософские и рериховские общества, Объединенная Ложа Теософов (эмблема его представлена ниже) и др.
История движения теософии Блаватской в России
Первое теософское общество в России было создано в 1908 году, однако отдельные последователи этого движения и их группы существовали и до этого. Учение Блаватской не получило широкого распространения в годы, предшествовавшие Революции. Советское правительство в 1918 году и вовсе прекратило его деятельность. Общество вновь открылось только в 1991 году. РТО (Российское теософское общество) было зарегистрировано в качестве общественной организации. Несколько раз оно пыталось вступить в МТО, однако обязательным условием членства было отречение его представителей от агни-йоги Рерихов. Это требование было принято РТО. Тем не менее вступление в МТО так и не произошло. Российским теософам было отказано в признании международных кругов движения Блаватской. Поэтому сегодня они действуют вместе с рериховцами. Представители их поддерживают друг друга и занимаются распространением своих учений в нашей стране.
Российское общество в начале 90-х годов прошлого века развило бурную деятельность. Оно проводило семинары и лекции, теософские чтения, а также художественные выставки и поэтические вечера. На базе РТО в 1992 году даже было создано издательство "Сфера", занимавшееся публикацией трудов по теософии. В РТО в 1994 году произошел раскол. Он существенно ослабил Общество и значительно нарушил его единство, и без того шаткое. Эти, а также финансовые проблемы привели к изменениям, произошедшим в нем. Официальное объединение рериховских и теософских обществ состоялось в 1997 году.
Сегодня появляется тенденция реабилитировать в глазах большинства людей теософию Блаватской. Ее пытаются превратить из псевдорелигиозного, маргинального учения в какое-то респектабельное движение, основанное на науке. В этом отношении критика теософии уместна. Это направление, конечно, не может быть связано с наукой.
Кто может стать теософом, по мнению Блаватской
Блаватская считала, что членом ее организации может быть каждый человек, невзирая на его политические, религиозные или иные пристрастия. Она говорила, что стать теософом не трудно. Для этого достаточно иметь средние умственные способности и обладать склонностью к мистицизму. Кроме того, последователь теософии должен вести чистую жизнь, не быть эгоистом, находить радость в помощи ближнему, жертвовать собственными удовольствиями ради других. Следует любить Мудрость, Добро и Истину ради них самих, а не из-за пользы, которая предоставляется ими.
Итак, мы вкратце рассказали о том, что представляет собой древняя и современная теософия. Вы также познакомились с краткой историей этого движения и с его основными организациями и представителями. Теософия есть путь к постижению Бога. Следовать ему или выбрать другую дорогу - каждый решает сам.