Эффект гало в психологии: описание, применение и определение
Гало-эффект (или эффект ореола) – это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. Другими словами, ошибочное первое впечатление. Преувеличение качеств как положительных, так и отрицательных.
Определение гало-эффекта
Гало-эффект мир психологии определяет как склонность давать более высокую оценку личности, характеристикам и качествам человека, если его находят привлекательным. То есть формируется предвзятое мнение и суждение. Чувства доминируют над разумной оценкой. Если человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и внутренний мир, и качества визави соответствуют внешней оценке.
Гало-эффект хорошо описывает русская поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». Или другой пример. Например, у человека высокий рейтинг благодаря каким-то отдельным качествам. И это уже создает тенденцию преувеличивать и все остальные. Иными словами, создается ошибочное мнение о человеке в целом.
Условия, при которых возникает гало-эффект
Эффект гало может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Для возникновения этих ощущений необходимы несколько условий:
- нехватка времени;
- неординарность и яркость личности человека;
- чрезмерное обилие информации;
- стереотип восприятия;
- незначительность личности человека.
Эффект гало в психологии
Суть эффекта гало в психологии заключается в том, что суждения одного человека о другом или о каком-то процессе могут быть ошибочны или не всегда точны. Например, из-за недостоверной или обрывочной информации.
То есть человек, обладающий какими-то сведениями о компании, может «забежать вперед» и сделать далеко идущий вывод. Хотя из имеющейся информации этого напрямую не следует.
Другой пример: первое впечатление о человеке (лицо, одежда и т. д.) может повлиять на оценку его остальных качеств (характера, отношения к работе и т. д.). То есть если он понравился внешне, то автоматически продолжается его оценка в положительном направлении. Хотя про остальные качества человека еще не известно. А могло сложиться изначально неблагоприятное мнение. Тогда оно проецируется и на все его другие качества, хотя они могут быть положительными.
История эффекта гало
Термин "эффект гало" появился в 1920 году. Его впервые применил Эдвард Трондайк. Он провел эксперимент, в котором просил оценить качества его подчиненных. Целью исследования было – определить, как мнение об одном влияет на характеристику в целом. Оказалось, что высокая оценка некоторых качеств человека положительно проецируется на остальные. И наоборот.
Исследования этого феномена продолжились. Было обнаружено, что привлекательность – один из важных факторов. И на фоне ее считается, что человек обладает и внутренней красотой. В подтверждение были проведены исследования, где в экспериментах участвовали подсудимые. Оказалось, что если человек симпатичен внешне, то присяжные больше склонны верить ему, чем прокурору.
Гало-эффект – сильное психологическое оружие
Исследования также показали, что, несмотря на внешнюю привлекательность человека, люди все же склонны допускать, что он может оказаться тщеславным, нечестным, жестоким и т. д. Например, видя в рекламе красивых моделей, которые якобы молодеют «на глазах» от какого-то средства, у людей возникает недоверие.
Но их можно убедить, что перед ними – преступник. Если показать человека с отталкивающей внешностью. Или, наоборот, маньяк может долго избегать наказания, если он красив и добр к окружающим. В этом случае симпатию к нему люди перенесут на его личность в целом. И никто даже не подумает, что за внешней оболочкой скрывается убийца.
На что влияет гало-эффект в школе
Гало-эффект может сильно повлиять на жизнь ребенка. Например, когда у учителя складывается ложное впечатление при оценке школьников или студентов. Видя чью-то инициативу и способности в каких-то предметах, преподаватель может дать задание, которое для ребенка окажется непосильным. То есть объективную оценку учитель дает намного позднее. Эффект гало иногда влияет на «рейтинг» одобрения, порицания или на неправильное распределение учащихся по группам.
На что влияет гало-эффект на работе
На работе из-за эффекта гало может возникнуть предвзятость руководителя при оценке личности, результатов труда или производительности человека. Обычно оценка работника производится по каким-то выборочным качествам, но не в целом. Это отчетливо просматривается в анкетах, на собеседованиях, в аттестациях.
Работнику иногда не хватает знаний. Но если у него есть способность схватывать на лету и быстро учиться, успешно выполнять некоторые задания, руководитель может дать завышенную оценку. Хоть это и не будет соответствовать действительности. А негативное восприятие работника может послужить поводом для увольнения, несмотря на то, что это высококвалифицированный сотрудник.
Как применяется гало-эффект в психологии?
Гало-эффект успешно применяется в психологии. К примеру, если преподаватель приятен и доброжелателен в общении, то учащиеся оценивают его в целом как привлекательного и симпатичного человека. Благодаря этому автоматически сглаживаются могущие возникнуть негативные ситуации. Грамотное применение эффекта ореола (halo effect) может стать сильным оружием. Причем практически в любой сфере: рекламе, политике, торговле и т. д. Шпионы – один из ярких примеров.
В рекламе гало-эффект применяется для продвижения товаров и услуг. Например, известная личность, которой симпатизирует большинство, предлагает или одобряет какие-либо продукты. Тогда положительная оценка этого человека потенциальными покупателями может распространиться и на предлагаемые товары. То есть мнение о самом человеке переносится на рекламный продукт.
В политике, на выборах, опять же имеет место гало-эффект. В предвыборных кампаниях речи готовятся заранее. Ораторы показывают себя с положительной стороны, стараясь понравиться. И люди, оценив эту его способность, считают, что кандидат и в целом такой же хороший человек. В результате отдают за него голос. Но стоит задуматься. Ведь у этого оратора есть и много других личностных качеств, которые остались без должной оценки. Но они, как правило, в расчет не принимаются. Это и есть эффект гало.
Он успешно применяется на автомобильном рынке. Например, выпущены спортивные автомобили. Впоследствии с ними будет ассоциироваться бренд компании. Маркетологи создают ореол нужных им мыслей, делая акцент на современной технологической оснащенности, профессионализме сотрудников, отличном качестве и т. д. В результате даже обычные автомобили этой марки будут раскупаться в больших количествах.
Основная схема гало-эффекта
Схема воздействия гало-эффекта – когда применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. У людей есть склонность переоценивать некоторые качества превосходящего их человека даже по одному существенному параметру. Если слабый и болезненный человек встречает сильного и здорового, он воспринимает его умным, красивым, добрым и т. д. При этом существует возможность, что в действительности первый переоценивает второго, причем достаточно сильно. Качества этого человека часто оказываются совсем не такими, какими являются на самом деле.