Метод Шичиды: развивающие занятия для детей

Психологи и ученые всего мира тщательно изучают поведение ребят различного возраста. Многолетние исследования подтвердили, что основы обучения закладываются у детей с момента их появления на свет. Закрепляются эти азы к трехлетнему возрасту. Именно поэтому рекомендуется начинать развивать малыша практически с рождения. Для таких целей существует большое число различных методик. Это система Монтессори, развитие Железновых, методика Зайцева и многие другие. Одним из популярных в Японии является метод Шичиды. Это уникальная система развития ребенка с самого рождения. Рассмотрим более подробно, что она собой представляет.

Немного об авторе

Макото Шичида – автор уникальной методики, обладает докторской степенью в отрасли образования. Профессор - достаточно известный общественный деятель в Японии. Длительное время он занимался исследованием мозга. Это позволило ему открыть множество интересных фактов, которые легли в основу разработанной им методики.

Сорок лет исследовательской деятельности и 20 - успешной практики, полностью подтвердили его взгляды. Удивительный человек заставил посмотреть на возможности ребенка по-новому. Макото Шичида доказывает, что все дети с самого рождения обладают уникальными способностями, которые необходимо развивать.

Профессором написано множество книг. Тем, кто хотел бы с ними ознакомиться, необходимо изучить японский язык. К сожалению, на английский были переведены не все книги Шичиды, а только 4 из них. В русском варианте существует лишь одна.

Основы методики

Автор, длительное время изучавший работу мозга, утверждает, что у малыша до трех лет доминирует правое полушарие. Если углубиться в анатомию, то можно понять, как функционирует серое вещество. Левое полушарие отвечает за осознанные действия ребенка. Благодаря ему малыш понимает, как стоять, ходить, сидеть. Правое полушарие несет ответственность за неосознанные действия, находящиеся на подсознательном уровне. Это различные таланты, склонности к изучению языков.

В своих книгах профессор много внимания уделяет именно правому полушарию ребенка. Согласно его утверждениям, оно способно запоминать множество информации. Методика Шичиды базируется на развитии именно правого полушария. Занимаясь с малышом до 3 лет можно выявить у него самые различные творческие способности, развить интуицию, фотографическую память, быстрое чтение, склонности к математике, освоению иностранных языков.

С трехлетнего возраста начинает доминировать левое полушарие. У ребенка начинают развиваться склонности к логическим рассуждениям, улучшается мелкая моторика рук, формируются лингвистические навыки. С этого возраста уже значительно труднее обучить кроху чувственному восприятию.

Именно поэтому профессор рекомендует заниматься с малышами по своей программе с 6 месяцев до 6 лет.

Основные принципы, на которых базируется метод Шичиды:

  1. Неталантливых детей не существует. Все малыши с рождения гениальны. Необходимо выявить и развить таланты.
  2. Только в результате тесного контакта между родителями и ребенком возможно качественное обучение.
  3. В малыше следует развивать, наряду с интеллектуальной сферой, чувственную.
  4. Занятия обязательно должны быть регулярными и последовательными. В противном случае результатов можно не дождаться.

Как проходят занятия

Что же представляет собой методика Макото Шичиды? Это комплексные занятия, которые развивают у малыша правое полушарие. Конечно, лучше всего обучать ребенка до трех лет. Но такие уроки не менее полезны для подростков, и даже взрослых людей.

Начинается урок с расслабления под музыку. Затем рекомендуется сделать дыхательную гимнастику. И только затем переходят к упражнениям для развития воображения. Эти несложные правила позволяют активизировать функционирование правого полушария.

После этого следуют развивающие игры, тренирующие в ребенке экстрасенсорные способности: ясновидение, интуицию, телепатию. Фотографическую память развивают при помощи показа флэш-карточек.

Методика Шичиды обладает множеством особенностей. Так, рассказы и сказки звучат не в обычном, а в быстром темпе. Иногда совершенно непонятно, о чем идет речь. Именно такой темп способствует развитию правого полушария. Кроме того, он тренирует у ребенка скорочтение.

Схема занятия

В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. К сожалению, у нас таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно заниматься с ребенком по данной методике.

Рассмотрим, как выглядят занятия по Шичиде:

  1. Релаксация. Необходима музыка с «альфа»-волнами. Такое сопровождение должно звучать в течение всего занятия. Устройтесь в кресле или на диване удобно. А кроху посадите лицом к себе на колени.
  2. Дыхательные упражнения. Предложите ребенку подуть на бабочку либо пчелку из бумаги. Эти игрушки периодически обновляйте, поскольку кроха быстро утратит к ним интерес. Со временем попросите малыша дуть на воображаемые предметы, например, снежинку, одуванчик.
  3. Шар энергии. Представьте, что вы берете в руки шар энергии. Покатайте его, словно снежный ком, а затем вылейте на свою макушку. Следующий шар энергии необходимо выпить. Ребенок должен повторить за вами эти движения. И очень важно донести до него информацию, чтобы он понял, что он делает.
  4. Внушение. Улыбнитесь малышу и тихо произнесите три фразы: «Ты любим», «Ты особенный», «Ты все можешь». Необязательно повторять именно эти слова. Суть этого упражнения - донести до малыша, как сильно вы его любите.
  5. Занятие на воображение. Для малышей подойдет ролевая мини-игра: показать, как кушает гномик, гуляет, отдыхает. Более старшие дети могут помечтать. Например, предложите ребенку ситуацию: «Мы сели в поезд и поехали к дедушке с бабушкой». Какие пирожки испекла бабушка? С картошкой? Позвольте ребенку развить свою фантазию.
  6. Тренировка экстрасенсорики. Метод Шичиды содержит множество упражнений. Некоторые из них будут приведены ниже.
  7. Гимнастика для глаз. Для малышей подойдет следующее упражнение. Возьмите колокольчик и поносите его перед ребенком, вверх-вниз, вправо-влево.
  8. Флэш-карточки. Подберите картинки на различные тематики: животные, транспорт, цветы и т. д. Их у вас должно быть не менее 100 штук. Чтобы активизировать правое полушарие, необходимо соблюдать некоторые условия. На этом настаивает профессор Шичида. Карточки должны задерживаться перед глазами ребенка не более одной секунды. Показывая картинку, необходимо называть ее. Такое упражнение позволяет задействовать сразу оба полушария. Скорость показа активизирует функционирование правой части мозга. А при назывании карточки ребенок подключает в работу левое полушарие. Следует упомянуть и о математике. Профессор рекомендует показывать исключительно карточку-ответ. К примеру, вы говорите ребенку «Один плюс один», и очень быстро показываете картинку с двумя точками. Вместо точек могут быть мишки, бабочки.
  9. Работа над фотографической памятью. Понадобятся похожие картинки, которые обладают одним различием. Доли секунды ребенку демонстрируют одну карточку. Потом показывают обе, и задают вопрос: «Какую картинку ты уже видел?».
  10. Упражнения на музыкальный слух, цветовосприятие, тренировка тактильных ощущений, узнавание запахов. Все творческие занятия следуют после главного блока.
  11. Внушение. Завершает занятие упражнение, о котором выше уже упоминалось. Обязательно дайте почувствовать крохе, насколько он любим.

Школа раннего развития по данному методу подразумевает регулярные уроки. По длительности они должны занимать около 30-40 минут.

Упражнения для развития экстрасенсорных способностей

Это один из ключевых моментов в методике. Нужно ли развивать экстрасенсорные способности? Такие вопросы возникают практически у всех родителей, которых заинтересовала методика Макото Шичиды.

Следует сказать, что интуиция является одной из разновидностей таких способностей. Это качество очень помогает в жизни. Ведь человек, обладающий отличной интуицией, способен чаще других выигрывать в лотерею, брать на экзамене «нужный» билет. Кроме того, это качество играет весомую роль в различных научных изобретениях и открытиях.

Все игры, развивающие экстрасенсорные способности, разделены на следующие категории:

  1. Телепатия - способность передавать чувства и мысли на расстоянии без применения технических средств.
  2. Ясновидение - получение информации о каком-либо событии без участия известных органов чувств.
  3. Предвидение - способность предугадать, предвидеть события, которые должны произойти.
  4. Психометрия - умение сообщать информацию о владельце либо предмете через контакт с ними.
  5. Телекинез - способность усилием мысли воздействовать на физические объекты.

Для развития таких способностей профессор рекомендует следующие простые упражнения:

  1. Развиваем телепатию. Во время занятия, когда ребенок сидит на ваших коленях, представьте любую фигуру, определенного цвета. Постарайтесь мысленно послать эту информацию своему ребенку. Затем спросите у крохи, что он увидел. К примеру: «Я посылаю тебе квадрат, какой у него цвет?». Обязательно похвалите ребенка.
  2. Развиваем интуицию. Начинайте с самого простого упражнения. Попросите угадать, в какой руке у вас спрятан зайчик. Под каким стаканом сидит жучок? Затем переходите к более сложным упражнениям. Предложите ребенку три киндер-яйца, и узнайте у него, в котором из них сидит мишка.

Развитие фотографической памяти

Никто не станет спорить, что тренировка памяти - обязательная составляющая гармоничного развития. Существуют даже специальные развивающие игрушки для таких целей. Однако что подразумевает фотографическая память? И чем она отличается от обычной?

Человек, обладающий развитой фотографической памятью, имеет прекрасный доступ к информации, когда-либо им полученной. Другими словами, такой индивидуум способен вспомнить любую книгу, когда-либо прочитанную, и даже те страницы, которые он видел. Ведь информация просматривается в его голове, как на экране. Такую память можно сравнить с фотографическим снимком.

Для тренировки этих способностей разработаны следующие развивающие игры:

  1. «Что исчезло, что возникло?». Для игры вам понадобятся любые предметы. Разложите их на столе и покажите ребенку. Затем уберите, незаметно для малыша, либо добавьте 1 вещь. Ребенок должен отгадать, что появилось либо что пропало. Начинать рекомендуется с 3 предметов. Со временем количество вещей увеличивайте. Для усложнения игры убирайте по 2-3 предмета.
  2. «Что спряталась в коробке?». Положите в какую-либо емкость 3-4 предмета. Накройте их тканью. На мгновение разрешите малышу взглянуть на предметы, и тут же закройте коробку. Малыш должен сказать, какие вещи он увидел. Постепенно увеличивайте количество предметов.

Развитие логического мышления

Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его осваивать новое, привить малышу способность «придумывать и действовать в уме». Именно эти качества приобретает кроха с развитием логического мышления. Ребенок, обладающий таким качеством, значительно легче учится в школе, способен решать возникающие проблемы и каждодневные задачи. Он отлично формулирует свои мысли, делает заключения и выводы, рассуждает. Развивая логическое мышление, вы прививаете ребенку такие качества, как смекалка, сообразительность, любознательность и наблюдательность.

Чаще всего для детей на занятиях Шичиды применяется головоломка «Танграм». Это игра, которая состоит из 7 фигур, предназначенных для сбора определенного объекта. Однако не следует ограничивать развитие логического мышления одной головоломкой.

Вы можете использовать любые развивающие игрушки, которые есть у вас. Достаточно популярны и эффективны следующие игры:

  • «Волшебный круг».
  • «Пентамино».
  • «Листик».
  • «Волшебный квадрат».
  • «Колумбово яйцо».
  • «Вьетнамская игра».
  • «Судоку».
  • «Домино».

Развитие воображения

Это очень важное направление в гармоничном развитии ребенка. Школа раннего развития по методике Шичиды уделяет много внимания развитию воображения. Ведь оно является начальной ступенькой визуализации. Люди, отличающиеся развитым воображением, достаточно любознательны. Именно они обеспечивают прогресс в искусстве, науке и многих других сферах. Неудивительно. Ведь только тот человек, который мыслит и умеет представлять будущее, способен увидеть в обычном предмете гениальное.

Прекрасными упражнениями для детей станут следующие игры:

  1. «Динозаврик в парке». Предложите крохе бумажный парк со скамейками, деревьями и пластмассовую фигурку любого животного. У нас это динозаврик. Родители должны взять ручку малыша с фигуркой и перемещать ее по парку. В это время необходимо приговаривать: «Вот динозаврик. Он прогуливается по парку. Теперь он кушает листочки с дерева. Сейчас он хочет отдохнуть и садится на лавочку». Очень скоро кроха сам начнет придумывать свои маленькие истории про героев: куда и зачем они будут ходить, и что станут делать.
  2. «Цепочка памяти». Это очень распространенная игра в методике Шичиды. Она еще называется методом абсурдных историй. Ребенок, внимательно слушая, как вы придумываете истории с картинками, захочет сам сочинять свои рассказы. Это достаточно забавная игра и при этом очень серьезная.
  3. «На что похоже?». Развивать малыша можно не только на занятиях. Во время прогулки обратите внимание ребенка на лужи, облака, листочки, камешки. Все эти предметы по своей форме могут напоминать определенные вещи, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Узнайте, что они напомнили малышу. Обязательно выслушайте ребенка, а затем расскажите свою версию.

Как развить скорочтение?

Ускоренное обучение для детей вызывает у родителей большой интерес. Каждая мама хочет, чтобы ее чадо практически с пеленок умело читать, считать, логически рассуждать.

Методика Шичиды включает в себя обучение скорочтению. Для развития такого навыка рекомендуются следующие упражнения:

  1. Заготовьте карточки с написанными на них простыми словами. Желательно начинать с трехбуквенных: дом, кот, пес. Быстро покажите малышу карточки и уберите их. Малыш должен сказать, что написано было на них.
  2. Для совсем маленьких ребятишек достаточно будет одних букв. Если кроха еще не умеет разговаривать, то заготовьте и для него такие же карточки. Продемонстрировав малышу картинку, предложите из его коллекции подобрать такую же.

Как вы уже догадались, у малыша во время данного занятия развивается фотографическая память. Кроме того, это упражнение подготавливает ваше чадо к скорочтению.

Крепкие объятия

Развивая ребенка, не забывайте о важной составляющей ваших взаимоотношений с крохой. Обязательно демонстрируйте ему свою любовь. Макото Шичида советует обязательно обнимать малыша.

Отличным примером может послужить следующая ситуация. Попросите кроху помочь вам вымыть посуду. Когда ребенок справится с поручением, обязательно похвалите его: «Спасибо тебе за твою помощь! Ты мне отлично помог! Я очень тебя люблю!». Обнимите малыша и не отпускайте из своих объятий на протяжении 8 секунд.

Этого времени вполне достаточно, чтобы ваша любовь дошла до сердечка крохи. Это упражнение также входит в методику удивительного профессора. Оно закладывает азы гармоничного взаимоотношения между ребенком и родителями.

Мнения о методике

Что же думают о таком развитии детей специалисты и родители? Опытные преподаватели оценили по достоинству методику, которую разработал профессор Шичида. Отзывы специалистов полностью подтверждают эффективность таких занятий.

Ведь на них задействованы все «средства связи» с головным мозгом малыша: музыкальное сопровождение, зрительные образы, логические задания, игры. Кроме того, правильно выстроена схема занятия.

Не меньший восторг вызывает методика у родителей. Такие занятия очень интересны детям. Малыши с удовольствием обучаются. Кроме того, многие мамы очень быстро замечают прекрасные результаты. Особенно удивляет родителей, как быстро развивается у крох фотографическая память. Многие детки, вернувшись из садика, способны точно восстановить, кто и в чем был одет.

К сожалению, к нам эта методика пришла совсем недавно. Поэтому сказать о более длительных результатах сложно. Но родители, которые решили развивать малыша согласно рекомендациям Шичиды, оставляют о ней только восторженные отзывы.

Комментарии