Структура программы на языке Паскаль: программирование для начинающих

Наиболее доступным языком программирования для начинающих является Pascal. Это связано хотя бы с тем, что он изучается в старших классах общеобразовательных школ, а также на первых курсах в вузе. Его используют в качестве базы для освоения многих других языков. Однако в качестве основного для разработки его использовать сейчас нерационально, так как техническое оснащение далеко ушло вперед.

Сейчас существует достаточно много средств, которые сохраняют синтаксис. Они отличаются лишь средой программирования такого языка, как Паскаль. Структура программы будет изучена в процессе статьи. Как правило, знакомство с программированием начинается с программы «Привет, мир!».

История языка

На свет Паскаль появился в 1970 году благодаря, как ни странно, Никлаусу Вирту. Название языку присвоено в честь Блеза Паскаля – великого человека родом из Франции. Это обосновано тем, что ученый создал первую в мире машину, которая способна была складывать и вычитать цифры.

Разработка языка велась с 1968 по 1969 год. Первое упоминание появилось в 1970. Создатель, представляя свое «дитя», акцентировал внимание на стиль программирования, а также на ввод данных на языке Паскаль. Структура программы также была разработана Виртом. Она имеет несложный синтаксис и семантику. Прямым «потомком» Pascal является язык «Модула-2». Его разработчиком также стал Вирт.

Правила грамматики

Следует заметить, что не так уж сложна в этом языке структура программы. В Паскаль автор заложил использование всего лишь трех основных моментов – заголовка, описания и оператора.

  1. Заголовок. Здесь необходимо указать название программы, но этот пункт не является основным. Он создается лишь при желании разработчика. По большей степени это зависит от среды программирования. В Turbo Pascal он не нужен. А вот в ETH необходимо в обязательном порядке создать строку. Использовать разрешено лишь цифры, буквы и знак подчеркивания «_».
  2. Описание. В этом блоке указываются все имеющиеся переменные (массивы), метки и т. д.
  3. Оператор. Структура программы на языке Паскаль включает в себе описание операторов в скобках BEGIN-END.

То, сколько будет их находиться в одной строке, не имеет значения. Главное - после окончания каждой команды ставить специальный символ – точку с запятой. Помимо этого, язык невосприимчив к регистру: нет никакой разницы между оператором Var, vAr и vaR.

Синтаксис и семантика

Основное значение при работе со средой программирования играет алфавит. Следует запомнить, что он состоит из:

  • латинских символов, причем как строчных, так и прописных;
  • пробела;
  • знака подчеркивания;
  • цифр арабского типа;
  • математических знаков;
  • ограничителей (в их список входит точка, запятая и т. п.);
  • спецификаторов;
  • служебных слов (операторов).

Структура программы на Turbo Pascal ничем не отличается от структуры на PascalABC. Разница у них во внешних данных, не более того. Указывая имя для переменной и других типов, необходимо помнить о том, что название не должно начинаться с цифры, знак подчеркивания может стоять в любой позиции, а из буквенной символики разрешено использовать лишь буквы латинского алфавита.

Комментарии к строкам заключаются либо в фигурные скобки, либо в круглые со знаком звездочки: (*..*).

Типы данных

Структура программы на языке Pascal также подразумевает и рассмотрение таких объектов, как типы данных. Они бывают трех видов:

  1. логические (истина и ложь);
  2. числовые (арабские числа);
  3. символьные (использование а, b, с и т. д.).

В это же время второй тип делится на подтипы: целые и вещественные. Им соответствуют определенные операторы: Integer и Real соответственно. Символьные также делятся на единичные символы и строки. Имеются в виду такие типы данных, как (в первом случае) цифра 1, буква а или А, и (во втором) целые фразы или выражение. В программу они записываются под названиями Char и Spring.

Величины тоже имеют свою классификацию. Они разделяются на константы и переменные. Разница между ними существенна. Первая подразумевает значение буквы, которое не изменяется в течение исполнения программы. А переменным присваивается значение в ходе выполнения при помощи специального знака – двоеточия.

Комментарии

Для того чтобы добиться полного понимания программы и всех ее процессов, используется функция комментариев. Они, как уже было оговорено выше, помещаются в фигурные скобки. Особенно это важно, если просматривает код новичок. Потому что, используя эту опцию, можно с легкостью найти ошибку в уже готовой программе, опираясь на то, что написано в комментариях. Более того, они помогут разработчику со временем быстро разобраться в коде обеспечения.

Структура программы на языке Паскаль позволяет приписывать комментарии к структуре данных, заданных во втором блоке. Туда необходимо вписать текст, в котором будет содержаться назначение каждого оператора и то, как он используется в дальнейшем.

Новичку поможет ориентироваться в скобках BEGIN-END комментарий рядом с ними. Особенно это будет полезным в программе, ориентированной на циклы. Так будет проще понять, какой блок операторов закончен.

Комментарии не считываются средой программирования, поэтому занимать они могут любое число срок и не ограничены в буквенном количестве.

Пунктуация

Структура программы на языке Паскаль имеет и свою пунктуацию, впрочем, это не удивительно. Наиболее используемым знаком является точка с запятой. Она ставится после каждого описания блоков Label, Type, Const, Var и т. д., однако знак не нужен после самого определяемого слова. После Begin он не устанавливается; после END ставится лишь в том случае, если программа еще не закончена. В коде, где имеются циклы и, соответственно, используются Then и Else, после этих слов точка с запятой не нужна.

В конце программы после END необходимо установить точку, иначе среда программирования не поймет, что код завершился.

Ввод и вывод данных

Структура программы на языке Паскаль позволяет вводить данные тремя разными способами. Среди них:

  • При помощи операторов Readln, Read.
  • С использованием символа присваивания – двоеточия.
  • Константой. В таком случае ввод данных производится в параметре var.

Вывод полученной информации можно произвести при помощи связки операторов Write и Writeln. В некоторых случаях она может отсутствовать, но это означает лишь то, что она уже встроена в способ получения.

Комментарии