Монастырь Святогорский на Афоне

История Русской Православной Церкви берет свое начало с крещения Киевской Руси князем Владимиром в 988 году. Православие, изначально насильно «навязанное» народу, к началу 11-го века становится не просто единственной религией населения великого княжества Киевского и его пределов, но и является началом русского монашеского подвижничества.

Монастырь на Афоне в святогорских источниках упоминается в 1016 году, когда его основал монах из Киевской Руси Антоний Печерский.

История крещения Киевской Руси

Как следует из летописи Нестора, крещение Киева началось в 988 году с Владимира, который разочаровался в своих богах. Чтобы не идти на поклон к греческим и византийским священникам, дабы познать нового Бога, он совершил поход на Херсонес в Крыму.

Завоевав город, Владимир выдвинул ультиматум Константину и Василию, императорам Византии, что пойдет войной на Царьград, если они не отдадут ему в жены свою сестру Анну. Братья согласились с условием, что князь Киевский примет православие, что и произошло, когда Анна прибыла в Херсонес со священниками и миссионерами.

Легенда гласит, что князь Владимир внезапно ослеп и убоялся, что это месть языческих богов. Анна убедила его, что крещение вернет ему не только зрение телесное, но и духовное, что и произошло. Воины из дружины великого князя, увидев чудо, также уверовали и были крещены в Херсонесе.

Возвратившись в Киев, Владимир крестил своих сыновей, а место, где это происходило, до сих пор называется Крещатиком. После этого в водах Днепра был крещен весь люд киевский - от бедноты, до бояр. Если бы не эти события, то вряд ли бы появился русский монастырь на Афоне. В святогорских источниках упоминается, что Антоний Печерский прибыл из православного Киева, чтобы принять постриг у монахов со Святой Горы.

Святая Гора

Афон стал Святой Горой после того, как на ней высадилась Пресвятая Богородица, направлявшаяся на корабле с апостолами на Кипр к Лазарю. Матерь Божья проповедовала местному языческому населению и являла многие чудеса, что привело к тому, что неверующие приняли Христа и основали первую обитель на Афоне, покровительницей которого она стала.

История Святой Горы насчитывает многочисленные падения, но кто бы ни был гонитель – татаро-монголы, ливонские рыцари или турки, здесь всегда оставалось православие. Обители разрушались и вновь восстанавливались, но только с 1830 г. для монахов наступил период процветания и мира.

Многочисленные сподвижники православия уходили со Святой Горы, чтобы нести слово Божие в другие народы или строить монастыри и продвигать монашество в христианских странах.

Святой Антоний Печерский принял постриг на Афоне в 1013 г., после чего отправился в Киев, чтобы основать там монашескую обитель. Все монахи, которые принимали постриг на Афоне, а затем уходили в другие земли, чтобы основать новую обитель, давали ей название «монастырь Святогорский», в память о горе, с которой распространилось православие.

Первый русский монастырь на Афоне

Первое упоминание об иночестве росов из Киевской Руси на Афоне было связано с православными греками и иберами (грузинами), в чьих обителях они занимались сподвижничеством. Святогорские летописи в начале 11-го века повествуют о том, что росов стало так много, что они основали собственную обитель «Пресвятой Богородицы» (Ксилургу), в которую и прибыл святой Антоний впервые.

Если верить древним источникам, то ее появлению помогли усилия князя Киевской Руси Владимира и его жены княгини Анны. Впоследствии ее поддерживал Ярослав Мудрый, который уделял много внимания развитию православия не только на территории Киева, но и далеко за его пределами.

К середине 12-го века это уже был монастырь, вмещающий так много иноков, что им требовалось новое место для обители. После обращения к совету Афона просьба православных росов была удовлетворена, и им отдали полуразрушенный монастырь, который ранее принадлежал фессалоникийцам. Иноки восстановили его и нарекли Старым Руссиком. Расположенный высоко в горах, этот монастырь с его крепкими стенами в скалах был больше похож на неприступную крепость, чем монашескую обитель.

Начиная с 13-го века, в Киевской Руси на возглавление епархии приглашались священники со Святой Горы. Таким образом распространялись традиции монашества, полученные еще первыми иноками Древней Руси на Святой Горе. Так, Владимирскую епархию возглавил русский монах Иоасаф с Афона, а Черниговскую – Евфросин, который привез в дар епархии святую реликвию – икону Богородицы Одигитрии. С этой иконой связано появление нового монастыря в 16-м веке в Псковской губернии.

Распространение традиций Афона в Киевской Руси

За свою многовековую историю православие на Афоне обрело устоявшиеся традиции и ритуалы, которые впоследствии распространяли монахи со Святой Горы по всему христианскому миру.

Самым древним примером является Киево-Печерская лавра, основанная преподобным Антонием в 1051 году. Так как у монахов Афона первоначально было принято селиться в пещерах, Антоний не стал отходить от давних традиций и поселился в одной из них. Вырытая на холме иноком Илларионом, наставником Ярослава Мудрого, она стала первой обителью послушника со Святой Горы.

Аскетизм и благочестие нового монаха стали известны за пределами Киева, и к нему стали присоединяться послушники со всех сторон Древней Руси. Когда их число достигло 100 человек, по просьбе преподобного Антония правивший в то время князь Изяслав подарил монахам холм над пещерами. Так появились первые деревянные строения монастыря на правом берегу Днепра.

По афонской традиции кости умерших монахов выкапывали через 3 года и помещали в пещерах. Их и сегодня можно увидеть в Киево-Печерской лавре. Такая же традиция существовала в других монастырях, основанными монахами с Афона.

Святогорский монастырь на берегу Северского Донца

Монастырь Святогорский, основанный в 1240 г. на меловых горах Северского Донца, существует и сегодня. Основателями стали бежавшие от нашествия Батыя монахи с Афона. Они завели тот же обычай погребения, что был у них принят на Святой Горе.

Уникальным сооружением обители является Николаевская церковь, высеченная прямо в меловой горе и являющаяся ее неотъемлемой частью. На ее месте стояла церковь Успения Богородицы, которая была разрушена оползнем. В 16-м веке была вырублена новая церковь прямо внутри горы, за ее стеной.

Когда работы были полностью завершены, горную стену разрушили и мир увидел церковь небывалой красоты, названную в народе «Меловой». Главным храмом монастыря является Успенский собор, который был построен спустя многие годы после того, как указом Екатерины 2-й от 1787 г. монастырь был закрыт и подарен (как «дачка с рощей») Григорию Потемкину.

Переходивший по наследству в семье Потемкиных в течение полувека, Свято-Успенский Святогорский монастырь познал запустение и разорение, и был возвращен церкви только в 1844 году.

История Святогорского монастыря в Пскове

Еще одним примером воздействия традиций монахов с Афона считается явление иконы Богородицы Одигитрии, некогда привезенной в Киевскую Русь преподобным Евфросимом. Благодаря этому событию появился Святогорский Успенский монастырь, построенный на горе под Псковом.

В 1563 г. пастуху Тимофею было явление Божьей Матери, которая велела ему идти на Синичью гору и молиться. Взобравшись на гору, крестьянин во время молитвы вновь увидел явление Пресвятой Богородицы, которая дала ему указание вернуться сюда через 6 лет. Спустя время пастух узнал ее образ в иконе «Умиление».

В 1569 г. Тимофей обратился к священникам с просьбой пройти святым ходом на Синичью гору и поведал о явлении Богородицы. Ему не поверили, но один из священников потерял разум, что подвигло остальных взять икону «Умиление» и пойти крестных ходом к горе.

Во время молитвы присутствовавший люд узрел на дереве икону Богородицы Одигитрии, которая являла чудеса исцеления на участников шествия. Об этом событии узнал Иоанн Грозный, повелевший на месте чуда воздвигнуть часовню, ставшую началом строительства мужской обители.

Описание Святогорского монастыря

Престол храма, с которого начался монастырь Святогорский, был заложен на месте сосны, где произошло явление иконы Богородицы Одигитрии. Это древнейшая часть обители – Успенский собор, построенный в духе псковского зодчества 16-го века.

Храм имеет кубическую форму и 2 придела с притвором. Колокольня, построенная еще при Иоанне Грозном, была разрушена, а новую соорудили только в 19-м веке.

Внутренние арки свода поддерживают мощные столбы, а небольшие узкие окна освещают белоснежные стены, что придает величественность всему храму. К нему ведут 2 крутые лестницы из гранита, а вокруг расположены кресты на месте могил иноков, вырытых прямо в горе.

Святогорский монастырь (фото отображает его величие и красоту) был отправной точкой великого Псковского крестного хода. В годы Второй мировой войны обитель сильно пострадала, но была полностью восстановлена в 1949 г. благодаря тесной связи этого места с именем А. С. Пушкина.

Пушкин и монастырь

Святогорский монастырь (Пушкинские горки) находился всего в 4 км от имения Михайловского, пожалованного вместе с другими землями Абраму Ганнибалу, крестнику Петра 1, царицей Елизаветой. По наследству оно перешло матери поэта.

Он здесь часто бывал и помногу творил. В монастыре Пушкин искал не только документальные исторические факты, связанные с царствованием Бориса Годунова для своей поэмы, но и вдохновение, посещая ярмарки, которые часто устраивались у его стен.

В монастыре есть фамильное кладбище, на котором похоронены все родственники поэта, начиная с его деда Осипа Ганнибала и заканчивая им самим.

Ярмарки в монастыре

Издавна в народе любили ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь поначалу предоставлял для них свои стены 5 раз в году, но впоследствии их число сократилось до трех.

Сюда съезжались купцы и торговый люд не только из Псковской губернии, но и из других городов России. Ярмарка проходила в гостином дворе, где ставились шатры и лавки, а за право торговли требовалось платить пошлину в казну. Например, в 1811 г. казна пополнилась на 758 руб., а к 1839-му доход вырос до 2796 руб. Таким образом, ярмарочное гулянье, Святогорский монастырь и близлежащая слобода как увеличили свое благосостояние, так и оказали влияние на торговлю в губернии в целом.

Святыни монастыря

Монастырь Святогорский по-прежнему хранит православные святыни – иконы «Умиление» и Богородицы Одигитрии, привезенной некогда иноком с Афона в Киевскую Русь. В монастыре ежегодно отмечали крестным ходом праздник явления иконы людям. Сегодня это церковный праздник, почитаемый всеми православными России.

Монастырь сегодня

Святогорский монастырь (Псков) был возвращен православной церкви в 1992 г. На сегодняшний день он является действующей обителью, в которой возрождаются традиции русского православного монашества, некогда заложенные иноками со Святой Горы.

Комментарии