Авиакатастрофа в Иркутске: причины, описание событий, пострадавшие
Люди всегда мечтали летать. Реализовать же задуманное удалось лишь после изобретения авиатехники. Однако, как и любые объекты, созданные на земле, самолеты и авиалайнеры подчиняются силе тяжести, а значит, они могут падать, унося десятки и сотни жизней. Одной из таких аварий стала авиакатастрофа в Иркутске, произошедшая в 1997 году. Повторилась она и в 2001, и в 2006 году. Об этих трагических событиях и последствиях расскажем в данной статье.
Хронология событий Иркутской авиакатастрофы 1997 года
6 декабря 1997 года в Иркутске произошла трагическая авария, связанная с крушением транспортного самолета Ан-124. Из краткой истории падения авиатранспорта известно следующее:
- самолет следовал по маршруту Москва-Иркутск-Владивосток-Камрань;
- на его борту находилось 15 пассажиров и 8 членов экипажа;
- цель полета заключалась в транспортировке двух 40-тонных истребителей, созданных на Иркутском авиационном заводе, на территорию Вьетнама;
- примерно через 3 секунды после подъема самолета на пятиметровую высоту возник помпаж мотора № 3 с его последующим отключением;
- ровно через 6 секунд после дальнейшего подъема авиатранспорта на 22-метровую высоту остановился двигатель № 2;
- ровно через 2 секунды после подъема на 66-метровую высоту произошла остановка третьего двигателя;
- работая только на одном двигателе, самолет пошел на снижение.
Из-за вышеуказанной неисправности и произошла авиакатастрофа (Иркутск, 1997 г.) – самолет рухнул на жилые дома. В результате крушения погибли все члены экипажа и 45 человек – жильцов поврежденных домов, свыше 70 семей лишились собственного жилья.
Какова причина иркутской катастрофы 1997 года?
Трагическое событие 1997 года вызвало огромный резонанс в прессе. О ней говорили не только в России, но и далеко за ее пределами. Причем большинство представителей масс-медиа описывали сразу несколько возможных версий катастрофы, одна из которых заключалась в помпаже двух двигателей, а также неисправности клапана на третьем моторе. Данная причина полностью совпадает с официальной версией специальной комиссии, занимающейся расследованием происшествия и составившей итоговый отчет по катастрофе. В нем также упоминается об ошибках при техобслуживании.
Авиакатастрофа (Иркутск, 2001 г.): хронология событий
4 июля 2001 года в Иркутске произошла авария еще одного авиалайнера - Ту-154М, следовавшего по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. По словам экспертной комиссии, взлет из Екатеринбурга и подъем лайнера на высоту 10 100 метров прошел в плановом режиме, без каких-либо явственных нарушений.
Проблемы с управлением самолета возникли по мере того, как пассажирский Ту-154М стал идти на посадку в Иркутске. Возник сбой электроники, самолет начал падать, вошел в штопор, и произошла авиакатастрофа (Иркутск, 2001 г.). Самолет упал на землю, начал гореть и полностью разрушился.
Каковы причины иркутской трагедии 2001 года?
По предварительным данным, причиной катастрофы стала паника со стороны членов экипажа, которые не смогли вовремя распознать и нейтрализовать «сваливание в плоский штопор самолета при заходе на посадку».
По мнению экспертов, экипаж был сильно измотан, так как на день аварии налетал примерно 20 953 часа и совершил свыше 11 387 полетов из цикла «взлет-посадка». Вот такая незаурядная судьба ждала этот мощный лайнер Ту-154. Иркутск (авиакатастрофа) прервал жизни 145 человек, среди которых – 9 членов экипажа и 136 обычных пассажиров.
Эта страшная катастрофа в 2006 году
9 июля 2006 года произошла третья иркутская авария. На этот раз катастрофа случилась при участии авиалайнера Airbus A310-324, следовавшего из Москвы в Иркутск. Из данных комиссии по расследованию аварии известно, что в результате неправильных и неслаженных действий экипажа произошел случайный вывод одного из двигателей на взлетный режим.
В итоге при приземлении в аэропорту Иркутска самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и, своевременно не затормозив, столкнулся с гаражным комплексом. Так произошла новая авиакатастрофа (Иркутск, 2006 год), которая унесла жизни 125 человек (среди них - 8 членов экипажа и 195 пассажиров), 63 человека получили ранения и травмы разной степени тяжести.
Следствие и плановое расследование
Халатность экипажа, приведшая к трагедии, вызвала массу негатива и негодования общественности. В поисках причин и виновников аварии родственники погибших штурмовали представительство авиакомпании «Сибирь» и неоднократно обращались за помощью к частным сыскным агентствам.
Само же следствие по расследованию причин катастрофы растянулось ровно на два года и пять месяцев. Общий объем задействованных в судебном разбирательстве материалов составил 55 томов. За это время выдвигалось более 10 различных версий происшествия, было выполнено 339 судебных, 205 медицинских и 128 генетических экспертиз.
По результатам расследования было объявлено об ошибочных и бесконтрольных действиях членов экипажа, осуществляемых во время посадки самолета. К этому всему и привела авиакатастрофа (Иркутск) 2006 года.
Время для подвигов: бортпроводник Андрей
Несмотря на всю трагичность происшествия 2006 года, далеко не все члены экипажа растерялись и запаниковали. Некоторые же, наоборот, проявили свои лучшие геройские качества. Так, авиакатастрофа в Иркутске превратила в настоящего героя одного из бортпроводников - Андрея Дьяконова.
Со слов очевидцев, именно Андрей не растерялся во время взрыва и возгорания правого борта лайнера. Согласно инструкции, он выбил заевшую входную дверь ногой и по одному стал выпускать пассажиров. Таким образом, бортпроводнику удалось спасти жизни 30 человек. Однако сам Андрей не успел выскочить из горящего салона самолета. Посмертно он был награжден орденом Мужества.
Подвиг стюардессы Виктории Зильберштейн
Не позволила растеряться авиакатастрофа в Иркутске и стюардессе Виктории Зильберштейн. Со слов очевидцев известно, что эта отважная 22-летняя девушка не только выбралась из-под возникших завалов сама, но и сумела вывести через найденный аварийный выход и других пассажиров. За время спасательной миссии Виктория вывела 20 человек.
Сама стюардесса выжила, хотя и получила некоторые увечья и сотрясения мозга. Девушка еще долгое время приходила в себя в больнице им. Склифосовского. После выписки она вновь вернулась к своей профессии.
После того как была полностью расследована авиакатастрофа в Иркутске и объявлены виновные, Виктория была награждена медалью «Спешите делать добро», получила знак отличия «За отвагу» и удостоена еще нескольких званий и наград.