Эта слава не оскудеет в веках. Картина «Покорение Сибири Ермаком»

Покорение, завоевание, присоединение Сибири – что это было? Была экспансия или все проходило относительно мирно? Споры в среде ученых-историков не утихают.

Продвижение русских на Восток

Оно включало постепенное покорение территорий до Тихого океана и Камчатки. Поход Ермака в Сибирь – это частный эпизод. При этом русских местное население называло казаками. Самое сильное сопротивление оказало Сибирское ханство и племена хантов. Об этом расскажет картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Строгановы пригласили небольшой отряд Ермака на Каму для защиты своих владений от нападений вогулов и остряков. Произошло несколько сражений по мере продвижения отряда на Восток, за Урал. Осенью примерно в 1581 году хан Кучум собрал войско, состоявшее из разных сибирских племен. Их набралось почти пятнадцать тысяч человек. Отряд Ермака был значительно меньше, но часть войск хана бросила его, и он проиграл это сражение. Именно эту стычку при слиянии Тобола и Иртыша изображает картина «Покорение Сибири Ермаком».

Работа над этюдами и композицией

Мысль написать историческое полотно пришла В. Сурикову, когда он находился на родине в Красноярске в 1891 г. Он много работал в Сибири, создавая эскизы и подыскивая типажи.

Работа велась на Оби и в Хакассии. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Если внимательно вглядеться, то будет явно виден треугольник, созданный из отряда Ермака, который острым клином врезается в кишащую массу войск хана. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». На берегах Оби сначала был нарисован пейзаж без людей, который позже, найдя типажи, Суриков заполнит массой войск. Вот как выглядел первоначально пустынный берег.

Это потом будет картина «Покорение Сибири Ермаком». Кроме этого, живописец тщательно работал как этнограф, создавая подлинные предметы давнего быта на полотне: щиты, луки, шлемы, кольчуги, одежду, лодки и струги. Все это послужило для создания исторически верной атмосферы на полотне. Очень долго художник искал будущий образ Ермака. Нашел его на Дону, как, впрочем, и казаков.

Недаром работа велась четыре года. Суриков изучил исторические записи, песни о Ермаке. Все вместе взятое сложилось в батальное произведение, известное как картина «Покорение Сибири Ермаком».

Противоборство

Слева находится небольшой русский отряд. Все воины плотно слиты, они объединены одной идеей, волей к победе. Выражение их лиц не дает возможности усомниться в их отваге. Один из бойцов выскочил из лодки и стоит в холодной мутной глинистой воде. Он стреляет, но если откажет ружье, у него есть сабля, сломается она, тогда пригодится топор, который он заткнул за пояс.

Фигура Ермака (картина «Покорение Сибири Ермаком») центральная. Она выделена движением руки атамана казаков, которая дает направление его маленькому отряду. Идет самый разгар битвы. Но враги, это видно на заднем плане, уже не выдерживают напряжения и готовы отступать, даже видны их спины. Кое-кто уже повернул назад. Еще немного - и исход боя будет решен.

Колорит

Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Художник вник в жизнь каждого персонажа, в каждую складку его костюма, в блеск стали на стволах, мечах и стрелах. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Давит серое небо на уже бегущих всадников. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно.

Наступление, преодоление препятствий, победу – все показал Суриков в своем полотне. Действие происходит в Сибири, но оно касается России, потому что татарский хан Кучум уже подошел к Уралу и начал угрожать Поволжью. Для самого художника тема была близка потому, что его предки пришли в Сибирь и были основателями Красноярска. Так возрождается в творчестве художника прошлое. Оно становится частью настоящего, не музейного, но живого.

Комментарии