Клод Фролло, "Собор Парижской Богоматери": образ, характеристика, описание

Клод Фролло - это один из центральных персонажей известнейшего романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В образе священника, что не способен бороться с искушением, а следует ему, ломая судьбы и жизни окружающих, воплощено осуждение автора. Он противостоит главной героине романа Эсмеральде и контрастирует со своим воспитанником – несчастным горбуном Квазимодо, который оказывается способен на настоящую любовь в отличие от своего учителя.

О романе "Собор Парижской Богоматери"

Роман "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго известен во всем мире. Впервые издан в 1831 году и с тех пор признан одним из самых великих романов девятнадцатого века. Роман относится к жанру исторической драмы. Исторические события здесь служат фоном для отражения драматической судьбы главных героев.

В романе Гюго поднимает множество актуальных как тогда, так и сегодня проблем: противостояние закона и долга, социального неравенства, чести и совести, любви и ненависти, красоты внешней и внутренней, духовной.

Но одной из основных тем произведения является все же тема собора. В то время когда впервые появились задумки романа, этот собор власти планировали или снести, или модернизовать. Возмущенный таким отношением к исторической и духовной святыне великий классик пишет роман, что станет первым французским историческим романом.

Образы романа

Клод Фролло, которому посвящена наша статья, - один из центральных образов романа. Не менее интересны и другие образы:

  • Эсмеральда - главная героиня произведения. Очень красивая и добрая, искренняя девушка. Когда-то ее украли цыгане, и она танцует сейчас на центральной площади города со своей козочкой. Вокруг этой героини сосредоточены события романа.
  • Квазимодо. Глухой горбун, звонарь собора. Когда-то на площади Эсмеральда пожалела его, подала ему воды, единственная из сотен насмехающихся парижан. Он полюбил девушку до глубины души, и вся жизнь его посвящена ей.
  • Феб де Шатопер. Капитан королевской стрелковой гвардии. Красив и молод, его полюбит Эсмеральда.
  • Клод Фролло - настоятель собора, священник. Мы не будем останавливаться на его образе здесь, так как далее посвятим ему несколько разделов статьи.
  • Пьер Гренгуар - свободный поэт, названый муж Эсмеральды.

Также в романе присутствует исторический персонаж - Людовик XI.

Образ Клода Фролло

Этот священник - зловещий преследователь Эсмеральды. Он, как и Квазимодо, следует повсюду за девушкой. Но горбун делает это из лучших побуждений, а Фролло же ослеплен страстью, которая сводит его с ума.

Начнем с внешности этого персонажа. Первым бросается в глаза его "суровое, замкнутое, мрачное лицо". Когда он впервые видит девушку и ее танец, им овладевают смешанные чувства, страсть и восторг сменяются злобой и ненавистью. Внешность Клода не обладает привлекательностью, но и негатива не вызывает. Это высокий, статный мужчина лет тридцати шести. Несмотря на молодость, он уже седой и с лысиной. С юности он отдан науке и знает, что его ждет судьба священнослужителя.

Клод Фролло, характеристика которого неоднозначна, всю свою сознательную жизнь борется сам с собой. Но видимо, дух его недостаточно силен. И он впадает в искушение, бороться с которым ему не под силу. Вместо того чтобы покаяться в своей слабости, священник падает в злобу, и тьма теперь поглощает его целиком. Он жесток и не остановится ни перед чем, чтобы достичь своей цели.

Эсмеральда и Фролло

Клод Фролло и Эсмеральда выступают антагонистами. Эсмеральда светла и чиста, несмотря на то что она уличная танцовщица. Необразованная и воспитанная цыганами и бродягами. При этом открыта, все ее чувства видны, может, поэтому они так искренни и кристальны. Эсмеральда не скрывает того, что чувствует. Беззаветная любовь к красавцу Фебу, сочувствие к Квазимодо и жгучее отвращение и страх перед настоятелем – все это лежит на поверхности и видно невооруженным взглядом.

Клод Фролло вынужден с ранних лет скрывать свою сущность. Амплуа прилежного ученика и аскета рассыпается перед лицом обжигающей, всепоглощающей страсти. Это не любовь (как у Квазимодо, что любит юную цыганку всем своим открытым израненным сердцем), это ослепляющая страсть, желание владеть девушкой, как драгоценной вещью, подчинить ее себе. Он не способен на самопожертвование, скорее, пожертвует жизнями других ради своих интересов и нужд. Любовь не может найти место в его заледенелом сердце, она лишь огнем сжигает его тело и рассудок.

Особенности характера

Возможно, дело даже не в страсти к самой Эсмеральде, а все же в особенностях характера Фролло. Как мы узнаем из страниц романа, священнослужитель был поглощен наукой, пока не исчерпал все возможные варианты знаний. Далее увлекла его алхимия как наука закрытая, доступная лишь избранным. Может, так же было бы и с его болезненной, патологической любовью, познав которую Фролло избавился бы от своей испепеляющей зависимости. Но судьба так и не дала ему постигнуть настоящие чувства. Когда казнят Эсмеральду, в смерти которой повинен он сам, Квазимодо сбрасывает его со стены собора, и священник разбивается насмерть. Убитый своим воспитанником, настоятель расплачивается за свою полную злобы и поиска жизнь. Ведь даже Квазимодо был воспитан им не из жалости к ребенку, а из сугубо своих побуждений.

Клод Фролло в кино

Благодаря своей популярности и остросюжетности роман не обошли вниманием ни драматурги, ни кинематографисты. Было снято множество фильмов, поставлено немало театральных драм.

В современном кино роли священника исполняли Уолтер Хемпден, Ричард Харрис, А. Маракулин и много других кинозвезд.

Комментарии