Советский танк Т-150: обзор
Танк Т-150 (известен и под названием КВ-150) был создан в период с 1940 по 1941 г. Он представляет собой модификацию модели КВ-1. Название последнего расшифровывается как «Клим Ворошилов». Отличаются они между собой наличием у более поздней версии башни для командира, в которой находились смотровые приспособления. После запуска танка в производство встал вопрос о переоснащении и создании улучшенной защиты для экипажа. Летом 1940 года было принято постановление об изменениях характеристики машины. Уже 5 ноября появился один экземпляр Т-150. Танк владел девятисантиметровой броней и танковой пушкой Ф-32. Экипаж мог состоять из пяти человек; масса техники составляла 51 т.
История советского танка
К сожалению, так вышло, что в серийное производство данная модель не поступила. Это связано с рядом причин, в частности она ничем не была лучше своего прототипа. История разработки начинается с зимней войны. Из-за наступления немецкой пехоты правительство СССР принимает решение закрыть производство всех танков, кроме КВ. Модернизация этой линейки на тот момент казалась одним из лучших решений.
За год до официального объявления о наступлении немецкой армии на Советский Союз 17 июня поступило распоряжение о создании модернизированной конструкции. В результате на Кировском заводе появился танк Т-150. Главным инженером стал Переверзев. Изначально предполагалось, что корпус будет изготовлен в Колпино на Ижорском заводе. После сдачи проекта технике устроили недолгие испытания – тест-драйв практически на 200 км.
После того как в 1941 году разведка Союза выведала о создании Германией мощных танков с достаточно крепкой бронировкой, правительство решило создать в ответ вариант ничуть не хуже. Усовершенствование коснулось модели Т-150. Танк третьего поколения, как и второй вариант, в серию не пошел. Это связано с тем, что на фронте было легче использовать менее оснащенные машины. Также среди причин провала можно отметить быстрое перегревание агрегата. Идея создания нового мотора не была осуществлена, так как уже развернулась гражданская война.
К сожалению, провальным стала и следующая модификация. Она имела такую же бронировку, как и Т-150. Проект был реализован на бумаге, но на этом все и закончилось.
В 1941 году один из российских заводов предложил создать новую вариацию танка. Она должна была иметь двигатель типа В-2, мощность которого составляла 700 л. с. Планировалось использование огнемета (как дополнительное оружие) и пушки на башне. Командир имел полную оптическую систему. Она позволяла просматривать все, что происходит вокруг.
Проблемы с двигателем
Танк отличается не только более укрепленной броней, но и измененным агрегатом. Увеличение броневого листа производилось снаружи, поэтому габариты салона изменены не были. Во время испытаний было замечено, что двигатель работает нестабильно. При низкой температуре, около -9 °С, масло в отсеке слишком нагревалось. Из-за этого танк Т-150 больше не испытывался, а наоборот, был отправлен обратно на завод с заданием улучшить агрегат. Долго проводились работы, и все же разработчикам удалось полностью избавиться от насущной проблемы. Машина снова была запущена в производство.
Эксплуатация танка на фронте
На фронте один раз побывала машина Т-150. Отзывы о танке можно было услышать от солдат. Честно говоря, они не впечатляли. Двигатель мог легко заглохнуть, некоторые системы не срабатывали. Однако откреплен от бригады он был лишь спустя два года после убытия на места боевых действий. Но в тот период через несколько месяцев снова был принят на вооружение тем же полком.
Вооружение
Танк Т-150 был оснащен пушкой типа Ф-34. Ее толщина составляла 76 мм. В комплект входило около 111 снарядов. Однако за раз стреляло около 10. Имелось три разных по типажу прицела. А также три пулемета: один был на корме, второй спарен с пушкой, третий – курсовой.
Предшественник Т-150 - КВ-1
Как уже было описано, танк Т-150 (фото имеются в статье) был создан на основе КВ-1. Данная модель больше известна просто как КВ. Индекс был приставлен, когда появилась модификация. Она в техническом плане проявила много преимуществ, поэтому было принято решение использовать танк во время борьбы с немецкими оккупантами и в так называемой зимней войне. На конвейере был с 1939 года по 1942-й. Экипаж включал пять человек. Масса техники составляла почти 48 тонн. Изначально танк выпускался в нескольких экземплярах, лишь через год после окончания разработки он пошел в массовое производство. По плану к 1941 году должны были создать более 1200 штук машины, однако не сложилось. Из-за военных действий это число в действительности сократилось в три, а то и четыре раза.
Трансмиссия, которая была установлена на танке, имеет механический тип. К сожалению, и у этой модели возникали проблемы, связанные с технической частью тюнинга. Солдаты часто жаловались на то, что коробка передач работает нестабильно и с перебоями. Подвеска машины обыкновенная, ничем не отличалась от предыдущих и аналогичных моделей. Техника не отличается особой проходимостью, поэтому масштабных преимуществ перед иностранными танками не имела. Однако все же КВ-1 отличился на поле боя – уничтожить конструкцию практически не представляло возможности.