Коммуникации: понятие, определение, виды, классификации и основные принципы
Люди - это не только биологические существа, но и социальные личности. Человеку мало удовлетворения только естественных, природных потребностей. Помимо желаний в еде, воде, сне, продолжении своего рода каждому необходимо реализовать себя в обществе. Найти себя, своё «я», выплеснуть свою энергию и умения во что-то нужное людям, стать полезным, а в ответ получить признание и чувство собственного удовлетворения. Это действительно важно для всего человечества. Для того чтобы находиться в обществе, быть среди людей и выражать свои чувства, мысли, идеи, человеку нужно общение. Коммуникации встречаются повсеместно, где бы ни находилась та или иная личность, в какой бы отрасли занятий себя ни нашла, всегда необходимо встречаться с людьми, наставлять их или, наоборот, перенимать их идеи.
Что же такое коммуникации?
Сейчас в русском языке очень много новых, заимствованных слов. Так и термин "коммуникации" пришёл к нам от латинского слова communico, что в русском языке означает "общий", "совместный". В связи с этим зачастую говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения.
Это ситуация, когда 2 или более человек переговариваются на темы, которые знакомы обеим сторонам. Они могут советоваться, спорить, высказывать своё мнение, но собеседник всегда принимает эту информацию и представляет обратную ответную реакцию в форме коммуникации. Понятие, виды данного термина необходимы для понимания и правильного общения.
Классификационная структура
Коммуникации — понятие достаточно сложное, но имеющее свою структуру. Коммуникации можно подразделить на 2 больших группы: организационные и межличностные. Последняя состоит из формальных и неформальных. Из названий подгрупп становится понятно, что есть коммуникации, которые проводятся по правилам, с нужной интонацией, с определённой официальностью, присущей тому или иному мероприятию. А есть неформальные, то есть это то, как мы общаемся со своей семьёй, друзьями, не соблюдая особых правил и предписаний, а ведём себя естественно и непринуждённо.
Организационные коммуникации можно разделить на внешние, которые происходят между самой организацией и окружающей её внешней средой, а также внутренние, которые происходят внутри компании между различными подразделениями и ветвями власти. Эта группа, в свою очередь, подразделяется на горизонтальную интеграцию, то есть общение между подразделениями одного уровня, и вертикальную, между начальниками и подчинёнными. Так, коммуникации — понятие требующее своего специфического подхода и понимания.
Основные термины сферы коммуникаций
Основные понятия коммуникаций:
- Культура речи - это правильное, корректное употребление языковых элементов для общения. Каждый уважающий себя человек знает и понимает, каким образом он может и должен вести себя в той или иной обстановке, а какое поведение просто неприемлемо.
- Речевое общение — это случайное или целенаправленное использование речевых конструкций для высказывания своего мнения и поддержания разговора.
- Речевое поведение — использование тех или иных оборотов в различных ситуациях (на работе, в компании друзей, в семье, в школе и т. д.)
- Речевое событие состоит из двух элементов: конкретной жизненной ситуации, обстановки, в которой происходит разговор, и непосредственно самого языка, на котором и совершаются переговоры.
- Речевая деятельность — это своего рода обособленное, целенаправленное воздействие на людей с помощью языка.
Таким образом, коммуникации — понятие, включающее в себя целый набор языковых структур, участвующих в обмене информацией.
Понятие общения
Общение же - это многоплановый, сложный процесс развития и установления контактов между людьми. Он порождается потребностью в проведении общей, совместной деятельности, а также включает в себя обмен информацией, который выработан единой стратегией взаимодействия или понимания.
Виды общения
Существует 2 вида общения:
- Вербальное. Это общение, при котором контакт между людьми происходит посредством слов, предложений. Это вид, к которому мы прибегаем ежедневно в устной или письменной форме, но так или иначе мы складываем звуки в слова, а из них создаём целые высказывания, отражающие мысли и идеи каждого из нас.
- Невербальное. Средством выражения своих эмоций при данном виде общения являются своего рода невербальные действия, такие как жесты, мимика, поза человека, взгляды, интонации, территориальное расположение и дистанция по отношению к собеседнику и так далее. Понятие и виды невербальных средств коммуникации - достаточно интересная тема для изучения. Так как такие методы общения помогают прочувствовать собеседника и сделать большой шаг ему навстречу.
Методы воздействия партнёров в процессе общения
В процессе общения всегда происходит невольное доминирование одного из собеседников. Он может убеждать своего товарища в чём-то или, наоборот, разубеждать, давать советы или осуждать за какой-либо проступок. Таким образом, в науке выделяют 4 способа и метода воздействия партнёров друг на друга:
- Заражение — ситуация, когда происходит невольная, бессознательная подверженность человека конкретному психическому состоянию. То есть когда партнёр в буквальном смысле заражает вас своей идеей, кроме неё, вы перестаёте что-либо видеть.
- Внушение - неаргументированное, целенаправленное воздействие человека на своего собеседника. Зачастую такой метод мы встречаем в магазинах, когда продавцы буквально всовывают нам товар, расписывая его достоинства. Хотя плюсы продукта могут быть не всегда обоснованы.
- Убеждение — данный способ воздействия основан на том, чтобы с помощью приведения аргументированных доводов добиться согласия от человека, который принимает информацию. То есть не пустые слова, а обоснованные высказывания, способствующие принятию нужной вам информации.
- Подражание — в отличие от внушения и заражения этот метод состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт другого человека, а конкретное воспроизведение образа демонстрируемого поведения. То есть собеседник старается стать в ту же позу, так же разговаривать, так же себя вести, как и его партнёр. Зачастую такое поведение способствует раскрепощению и убеждению человека.
Цель коммуникационного процесса
Следует понимать, в чём состоит весь цикл, когда рассматривается понятие коммуникации. Коммуникационный процесс состоит в обмене информацией. Он может происходить между группой людей или лично с партнёром.
Если говорить о понятии процесса коммуникаций, то цель данного процесса - донести необходимую информацию так, чтобы собеседник понял, о чём идёт речь. Однако использование определённых речевых оборотов не является гарантией того, что партнёр вас понял и принял информацию.
Базовые элементы коммуникационного процесса
Для достижения обоюдного понимания между собеседниками необходимо следовать следующим звеньям целого процесса.
Существуют четыре звена:
- Получатель — это тот человек, который слушает и непосредственно воспринимает всю информацию.
- Поток связи — то, с помощью чего происходит передача той или иной информации.
- Сообщение — та информация, которую хочет донести человек до своего собеседника.
- Отправитель — то лицо, которое непосредственно отправляет и доводит нужную информацию до партнёра.
Таким образом, понятие коммуникации и коммуникативного процесса говорит о том, что они являются взаимодополняющими элементами одной структуры.
Основные отличия коммуникации от общения
Понятие общения и коммуникации говорит о том, что они довольно схожи, и большинство из нас не различает их в разговоре. Однако эти слова не синонимы, они имеют ряд различий:
- В общении, в отличие от коммуникаций, помимо получения информации и проведения её анализа важны также эмоциональный фон и непосредственно само содержание данных.
- Основной, главной функцией общения является установление контактов между партнёрами, а в случае с коммуникациями главное - установить и подобрать способы связи, то есть выбрать вербальные или невербальные средства выражения мнения.
- Общение - это более общее понятие, которое включает в свою структуру термин "коммуникации".
Заключение
В заключение нужно упомянуть тот факт, что коммуникации — понятие многоплановое, требующее тщательного рассмотрения и изучения для донесения нужной информации. Зная все тонкости этого дела, можно предоставить собеседнику ту информацию, которая нужна именно вам. Применяя разные речевые обороты, невербальные средства общения и принимая во внимание содержание данных и эмоциональный фон собеседника, можно создать идеальную среду для коммуникативного процесса. Необходимо помнить правила и соблюдать цензуру общения во время деловых переговоров, а при личной, неофициальной встрече можно расслабиться и быть собой. Запоминание и употребление таких элементарных правил станет залогом прекрасного дружеского общения и надёжных успешных заключений контрактов.