Виды и средства общения
Понятие общения является одним из основных терминов в психологии, и на то есть причины. Именно в общении происходит осознание человеком себя как личности, формируются личностные ценности, развивается мышление, самосознание, происходит восприятие себя как полноценного члена единого сообщества.
Обычно человек считает общением только непосредственный словесный диалог между двумя людьми или в группе. Но стоит задуматься, и мы понимаем, что общение – процесс более глубокий и многогранный. Оно подразумевает не только словесный контакт как способ передачи информации. Люди находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, оказывают определенное воздействие на личность, изменяя и совершенствуя как общество в целом, так и отдельных индивидов.
Виды общения
Существует несколько классификаций видов общения: по способу передачи информации, по цели, по средствам и т.д.
По способу передачи информации:
- Вербальное.
- Невербальное.
По цели:
- Деловое и управленческое общение. Направлено на регуляцию и управление рабочими процессами или организацией.
- Личностное. Общение, сосредоточенное на личностном контакте. Более эмоциональное.
- Когнитивное (познавательное, обучающее).
- Духовное, межличностное. Глубоко эмоциональное общение между людьми.
- Манипулятивное. Вид общения, в процессе которого человек намеренно добивается от собеседника определенной выгоды.
- Светское. Общение на принятые темы. Люди не говорят о собственных переживаниях или отношениях. Это формальный контакт.
В зависимости от средства общения:
- Непосредственное (прямое). Личное общение, предполагающее непосредственный контакт и восприятие людьми друг друга. Происходит непосредственно при помощи речи, слуха и позволяет незамедлительно получать реакцию или ответ.
- Опосредованное. Общение происходит с использованием специальных предметов, инструментов или средств. Это может быть письмо, аудиозапись, видеоролик и т.п. Пример - социальные сети.
Функции общения
Различные психологические школы выделяют разное количество функций, которые процесс общения выполняет. Однако в каждой из существующих классификаций можно выделить три основные:
- коммуникативную информационную,
- регулятивную,
- аффективно-коммуникативную.
Коммуникативная функция общения позволяет ему выступать в качестве средства, с помощью которого люди имеют возможность обмениваться различной информацией, собственными представлениями, переживаниями, впечатлениями, знаниями. В процессе общения полученные сведения воспринимаются, принимаются и передаются дальше.
Регулятивная функция общения проявляется в изменении, коррекции поведения людей в процессе взаимодействия, разработке и организации совместной деятельности. В процессе коммуникации человек может осознанно или бессознательно оказывать влияние на поведение и деятельность партнера.
Аффективная функция напрямую связана с чувствами и эмоциями человека, регуляцией процессов, затрагивающих эмоциональную сферу. В процессе эмоционального общения происходит сближение или, напротив, интерес к собеседнику угасает.
Средства общения
Когда мы произносим данный термин, мы имеем в виду любые способы передачи информации, которые позволяют на должном уровне осуществлять процесс коммуникации.
Как и собственно общение, его средства также разделяют на вербальные и невербальные.
Помимо этого, существует еще ряд классификаций, разделяющих средства общения по различным признакам. Так, М. И. Лисина выделяет:
- экспрессивно-мимические средства (взгляды, мимика);
- предметно-действенные (позы, жесты);
- речевые средства общения (слова, структура речи и манера изложения).